Устройство для крепления лодки к ездовомуу канату

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

рц 455О39

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Советских

Социалистических

Республик

f с ес."О .;

ИАХЕрт (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 30.07.72 (21) 180420127-11 (51) М. Кл. В 63Ь 35 02 с присоедппеш1ем заявки

Опубликовано 30.12.74. Бюллетень ¹ 48

Дата опубликования описания 21.02.75 (53) УДК 629.125.132 (08$.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. И. Попов

Свердловское отделение Государственного ордена Трудового

Красного Знамени проектного института «Союзводоканалпроект» (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОДКИ

К ЕЗДОВОМУ КАНАТУ

Государственный комитет (32) Приоритет

Совета Министров СССР

Изобретение огносится,к крепежным устройствам лодок, используемых, например, при производстве гидрометрических работ.

Известно устройство для крепления лодки к ездовому, канату, натянутому между берегами реки, которое состоит из пенькового каганата, присоединенного одним концом к ездовому канату с помощью кольца или ролика,,друпим — к штырю или петле, укрепленной на лодке.

Однако известные устройство не достаточно четко фиксируют положение лодки в заданных точках поперечного,сечения реки для получения более точных измерений (окорости рек, глубины, проб воды, проб грунта си т. п.), так как лодка постоянно перемещается под воздействием ветра и бокового течения. Ф иксирует лодку наблюдатель веслом со значительной затратой физических усилий.

Кроме того, известное устройство не ооеспечивает безопасности экипажа лодки прп встрече с плавающими предметами, в аварийных ситуациях, так как узел, которым канат, принязан к лодке, невозможно быстро развязать, особенно при намока н ии. В этих случаях узел или пеньковый канат разрубается топором.

Цель изобретения — обеспечение более четкой фиксации положения лодки IB заданных точках по всей ширине реки при исследовании ее поперечного сечения для получения более точны;. измерений, а также обоспечение безопасности экипажа.

5 Это достигается тем, что предлагаемое устройство выполнено в виде жесткой рамы в форме равнооедренного треугольника и снабжено в основании ходовыми роликами для подвижного соединения с канатом и тормо10 зом, взаимодействующим с канатом, II снабжено быстроразъемным соединением со стороны лодки, распоloæåiiíûм в вершине треугольной рамы и закрепленным в носовой части лодки. При этом тормоз снабжен рыча15 гом-приводом для осуществления торможения с лодки, а быстроразъемное соединение — рычагом и присоединенным к нему шнуром для дистанционного разъема.

20 На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, в плане; на фпг. 2 — то же, впд сбоку.

Между анкерами 1 и 2, находящп|мися на разных берегах реки, натянут ездовой ка нат 3, по которому перемещается предлагае25 мое устройство, соединяющее ездовой канат и лодку 4. Направление течения воды показано стрелкой.

Устройсгво состоит из ходовых роликов 5, смонтированных на раме 6, выполненной в

30 форме равнобедренного треутольника и снаб455039 женной тормозом 7. Тормоз имеет рычаг-привод 8.

В вершине рамы смонтировано быстроразьемное соеди нен ие 9 с рычагом 10 при вода и присоединенным к нему шнуром 11 для дистанционной отдачи. Быстроразъемное соединение прлкреплено к .носовой части лод,кзп

Устройство выполнено разборным с габаритами по .дл ине не более 1 мм из условий транспортабельности.

Лодка 4 с размещенным и .íà ней приборами:и наблюдателем перемещается поперек ру сла реки. С помощью предлагаемого устройства лодка присоединяет ся к ездовому канату 3 с нанесенной на нем краской или друпим способом разметкой точек, в которых должны производиться гидрометрические измерения.

Наблюдатель с помощью привода 8 затормаживает устройство с присоед(иненной к не му лодкой в зада иной точке и производит необход имые замеры. После того как работа в этой точке наблюдений будет закончена, этим же рычагом устройство расторма>иивается и с помощью .весла перемещается по ездовому канату 3 к следующей точечке наблюдений.

Правила безопасности производства гидрометрическ их работ с лодии предписывают немедленное разъединение лодки с ездовым канатом во избежание аварий. Это условие обеспечивается быстроразъемным соединением 9.

При необходимости или возникновении опасности наблюдатель поворачивает рычаг

10 к себе, .прои этом срабатывает быстроразьемное устройство и лодка оовобождается.

Если в момент аварийной ситуации наблюдатель находится на некотором расстоянии от рычага привода быстроразъемного уст10 ройства, он может произвести разъединение лодки, потя нув,н а себ я ш н ур 11.

П р едм ет из об ретен и я

Устройство для крепления лодки к ездовому канату, натянутому между берегами реки, отличающееся тем, что, с целью обеспечения более четкой фиксации положения лод20 ки в,заданных точках по всей ширине реки и безопасносп ее экипажа, оно,выполнено в виде жесткой рамы в форме равнобедренного треугольничка и снабжено в оано вании ходовыми роллками и,тормозом, которые .взаимодей25 ствуют с ездовым канатом, а в верш,ине рамы, противоположной основаншо, снабжено быстроразъемным соединением, которое закреплено ia носовой части лодки, прп этом тормоз снабжен рычагом-прлводом для осу30 ществлон ия торможения с лодки, а бы строраз beIMIHoe соединение — рычагом и присоединенным к нему шнуром дистанционного разъема.

455039

Фиг 1

Составитель В. Попов

Техред Е. Борисова

Редактор Ю. Агапова

Корректор Н. Лебедева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 317/4 Изд. № 1021 Тираж 506 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5