Масло для червячных передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!!!! 455

ОПИСАНИЕ !

А ЗОБ РЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соииалистических

Республик, 6! 1 Завпсп;;ее ст авт. свидетельства (22) За явлено 21.92.72 (21) 1747672/23-4 (51) М, Кл С 1Оп1 1, 24 с присоединением заявки М (32) Приоритет

Опубликовано 30.12.74. В!оллетеп!. ¹ 48

Гооударотвенный комитет

Севвтн Министров СССР по делам изобретений н открытии (53) УДК 621.892.8 (088.8) Дата опубликования описания 12.02.75 (72) Авто р ы изобретения (71) Заявитель

Э, И. Михт!енок, Ю. В. Скорынин и В. M. Долгов

Институт проблем надежности и долговечности машин

AH Белорусской CCP (54) МАСЛО ДЛЯ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области смазки деталей машин и агрегатов, а именно к смазке червячных передач, устанавливаемых отдельно в кинематических цепях машин и червячных редукторов, работающих с большими скоростями скольжения зубьев и передающих малые и средние крутящие моменты.

Достаточно полные рекомендации по выбору смазки для быстроходных червячных передач отсутствуют, поэтому на отечественных заводах для смазки червячных передач применяют разнообразные марки масел, зачастую необоснованные, такие как ИС-20, ИС30, ИС-45, цилиндровое-52, трансмиссионное автотракторное (нигрол летний), трансмиссионное с присадкой летнее (для задних мостов троллейбусов), цилиндровое-24 (вискозин), тракторное АК-15 (автол 18), автотракторное АКЗП-6 и др. Как показа —,à практика, долговечность работы червячных передач при смазке указанными маслами сравнительно низкая.

При достижении граничных режимов работы наблюдается большой нагрев передачи, а соответственно интенсивный износ зубьев колеса.

Целью предлагаемого изобретения является устранение этих недостатков путем создания масла для с: !азки червяч!!Ых передач, чвеличивающсго износостойкость и долговечность червячных передач в несколько раз без значительного увеличения вязкости применясмого масла с целью сохранения к. и. д. передачи в заданных пределах.

Для этого предложено в базовое нефтяное масло вводить перхлоруглерод С !ОС1!е I I олеиновую кислоту при следующем соотно. шенин компонентов, вес.,е .

Псрхлоруглерод 1,2 — 1,8

Олеиновая кислота 0,8 — 1,2

Нефтяное масло До 100

Перхлоруглерод С!еС1!е получен при облучении исходных материалов гамма-квантами

15 изотопа Со" на универсальной гамма-установке.

Масло испытано в заводских и лабораторных условиях на специальных стендах для исследования износостойкости червячных пс20 р еда ч.

В качестве объектов исследования выбраны делительные червячные пары зубофрезерных станков модели 5К301 и 5К312.

Вязкость масла с присадкой перхлоругле25 рода и олеиновой кислоты увеличивается незначительно (порядка от 2 до 4 ссет) Iio сравнению с базовым маслом, что практически пе влияет на изменение к. п.д. передачи.

За весь период исследований следов корро30 зии на смазывае Iblx деталях Нс обнаружено.

455141

Таблица 1

Усредненная величина износа зубьев червячных колес, мкм

Продолжительность работы стенда, час

Вязкость

Масла и присадки к ним масла при

50 С, сст

Индустриальное-20 дистиллятное из сернистых нефтей

Индустриальное-20 -)- 1% олеиновой кислоты

Индустриальное-20 + 3% перхлоруглерода

Индустриальное-20 -1- 1,5% перхлоруглерода

Индустриальное-20 -1- 1% перхлоруглерода

Индустриальное-20-!-комплексная, противоизносная присадка, состоящая из 1,5% йерхлоруглерода и 1% олеиновой кислоты

17,5

200

24

27

26

14,0

18,6

10,5

13,4

7,0 и Бр, А К9-4. Скорость скольжения изменялась от 1 до 9 м/сек с интервалом увеличения 1 м/сек. Нагрузка постоянна и равна М

9 кГм. За начало заедания принимался момент интенсивного намазывания бронзы,на витки червяка, резкое возрастание температуры и увеличение интенсивности изнашивания зубьев. Результаты испытаний представ30 лены в табл. 2.

Таблица 2

Материал червячной

При смазке маслом индустриальное-20 с комплексной противоизносной присадкой (перхлоруглерод+ олеиновая кислота), м(сек

При смазке маслом индустриальное-20 без присадки, м! сек шестерни

Бр. АЖ9-4

Бр, ОЦС6-6-3

45 SP. ОФ10-1

Как видно из табл. 2, у колес, изготовленных из бронзы Бр. АЖ9-4, при смазке базо50 вым маслом без присадки, начало заедания зубьев наблюдалось уже при скорости скольжения 2 м/сек, а при смазке маслом индустриальное-20 с предлагаемой комплексной присадкой — при скоростях скольжения 6 м/сек.

55 У колес, изготовленных из бронзы Бр.

0UC6-6-3, при смазке базовым маслом без присадки начало заедания наблюдалось при скоростях скольжения 4 м/сек, а при смазке маслом индустриальное-20 с комплексной при60 садкой при 9 м/сек, у колес, изготовленных из

Бр. ОФ10-1, начало заеданий при смазке базовым маслом, наблюдалось при скоростях скольжения 6 м/сек, а при смазке с комплексной противоизносной присадкой при макси65 мальной скорости скольжения, заложенной

Испытания,на износ червячных передач проводились на специальных стендах. Нагрузка осуществлялась ступенчато от 0 до

24 кГм с интервалом увеличения 6 кГм. Скорость скольжения постоянна и равна 3 м/сек.

Измерения износа зубьев червячных передач осуществлялось методом поверхностной активации.

Результаты испытаний приведены в табл. 1 и отражают процесс изнашивания зубьев червячных колес при различных смазках.

Из табл. 1 видно, что при применении масла индустриальное-20 с присадкой, состоящей из 1,5% перхлоруглерода и 1% олеиновой кислоты, износостойкость червячных передач увеличивается в 2 — 2,5 раза по сравнению с чистым базовым маслом.

Износостойкость червячных передач при добавлении в базовое масло индустриальное20 1% олеиновой кислоты увеличивается на

20%; при введении в базовое масло 1,5% перхлоруглерода СшСlш износостойкость червячHhIx передач увеличивается íà 40% . Очевидно явное преимущество комплексной присадки по сравнению с ее компонентами, вводимыми в базовое масло порознь.

Особое внимание следует обратить на процентное содержание присадок в масле. Как максимальное, так и минимальное содержание компонентов сложной присадки в масле приводит к неудовлетворительным результатам.

При добавлении в базовое масло, например, присадки СшСlш свыше 3 вес. % проявляются агрессивные свойства масла, выражающиеся в значительной интенсификации износа, особенно в начальный период работы червячной пары. При минимальном содержании присадки в масле (менее 0,5 вес.,P/p) не проявляются противоизносные свойства масла.

Исследование влияния скорости скольжения на износ зубьев червячных передач проводилось на натурных червячных передачах на специальном стенде. Червячные колеса нарезались из бронзы Бр. ОФ10-1, Бр. ОЦС6-6-3

Предельная скорость скольжения зубьев в момент начала заедания

455141

Пред ..ет изобретения

Составитель Г. Цуканова

Редактор Л. Герасимова Техред Г. Васильева Корректор Е. Кашина

Заказ 227(11 Изд. Хз 1995 Тираж 537 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2 конструкцией стенда (VCK=9 м/сек), заеданий не обнаружено.

Масло для срвячных передач на основе нефтяного масла, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения износостойкости чер вячных передач, в базовое масло введен перхлоруглерод СщвС1щ и олеиновая кислота при следующем соотношении компонентов, вес. ;

Перхлоруглерод 1,2 в 1,8

Олеиновая кислота 0,8 в 1,2

Нефтяное масло До 100