Тренажер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (и) 456295

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сони Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 30.06.72 (21) 1803076/27-11 с присоединением заявки №

Государственный комитет (32) П

Приоритет

Совета Министров СССР по делам изобретений Опубликовано 05.01.75. Бюллетень № 1 (51) М. Кл. G 09b 91 04 (53) УДК 629.113.014.9 (088.8) н открытий

Дата опубликования описания 26.02.75 (72) Авторы изобретения

А. А. Мельн11к и Ю. А. Мельник (71) Заявитель (54) TPEHANEP

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных транспортных средств, например автомобилей, и может быть использовано в учебных заведениях по подготовке водителей.

Известны тренажеры, содержащие кабину с органами управления, устройство для моделирования динамики движения транспортного средства, экран, теневой проектор с источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным посредством фрикционного привода с упомянутым устройством, и сигнализатор ошибок.

Основным недостатком этих тренажеров является износ и потеря светопроницаемости прозрачного основания макета местности в результате постоянного его контакта с фрикциоппыми роликами привода. Кроме того, на тренаккерах этого типа не регистрируются действия обучающихся для объективной их оценки и недостаточно полно имитируется уличное движение.

С целью сохранения свето проницаемости макета местности предлагаемый тренажер снабжен дополнительным диском, закрепленным со светопроницаемым диском на общем вертикальном валу и взаимодействующим с роликом фрикционного привода, при этом ролик и источник света расположены на рычагах, закрепленных на вертикально установленной поворотной втулке, внутри которой размещен вал, имеющий привод от рулевого колеса и связанньш гибкой передачей с держателем ролика, закрепленным на рычаге с возможностью поворота вокруг вертикальной оси.

В цепь сигналпзатора ошибок могут быть

Включены 1 .Опта!.ты, замыкаемые при повороте рычагов и при перемещении источника света относительно несущего его рычага. Это позво10 ляет регистрировать действия водителя.

Тренажер может быть снабжен движущимися относительно макета местности макетами препятствий, например автомобилей. Это позволяет точнее имитировать уличное движе»пе.

На чертеже изображена схема предлагаемого тренажера в двух проекциях.

Тренажер состоит пз кабины 1, в которой расположено рулевое управление 2, модель двигателя 3, муфта сцепления 4, коробка передач 5, маховик 6. Тренажер включает в себя также рулевой привод, состоящий пз гибкой передачи 7, шкива 8, вала 9 шкива О, гибкой передачи 11 и ролика 12. Тренажер содержит дистанционную передачу 13, связывающую маховик 6 с теневым проектором, расположенным над кабиной 1 и состоящим из опоры 14, узла подшипников 15, вала 16, на котором закреплен приводной диск 17 и ма30 кет местности 18, 456295

20

С диском 17 находится в контакте ведущий фрикционный ролик 19, который, получая вращение относительно горизонтальной оси от маховика 6 через передачу 13, поворачивается вокруг вертикальной оси от рулевого управления 2 посредством передач 11 и 7, будучи закреплен с возможность1о поворота IIQ конце рычага 20, соединенного неподвижно с поворотной втулкой 21, которая несет себе рычаг 22, на свободном конце которого закреплен точечпьш источник света 23 с возможностью отклоняться вдоль этого рычага.

Макет автомобиля 24 закреплен на конце рычага 25 с возможностью поворота вокруг вала 16 индивидуальным приводом, либо за счет кинематической связи с этим валом по определенной программе.

Система регистрации действий обучающегося состоит из контактов 26, закрепленных па рычаге 20, токопроводящего коллектора 27, сигнализатора ошибок 28, отклоняющего рычага 29, макетов неподвижного препятствия 30 и внезапно появляющегося препятствия 31 и его привода 32. Тренажер оборудован экраном 33.

Тренажер работает следующим образом, Обучающийся, дествуя рычагами управления как в автомобиле при работающем двигателе 3, страгивает с места маховик 6, плавно соединяя его через коробку передач 5 и муфту сцепления 4 с двигателем 3.

Движение маховика передается по передаче 13 фрикционному ролику 19, который приводит в движение диск 17, а вместе с ним макет местности 18, на котором изображена уличная обстановка. Двигаясь относительно неподвижного источника света 23, макет местности создает на экране 33 подвижную перспективную картину окружающей местности.

Для выбора требуемого направления движения водитель пользуется рулевым управлением 2, тем самым, посредством гибких передач 7 и 11, вала 9 и ролика 12, поворачивает фрикционный ролик 19 (как ведущее колесо автомобиля) относительно вертикальной оси.

При этом ролик 19 смещается относительно макета местности в радиальном направлении, а вместе с ним смещается в точечный источник света 23, будучи связанный с роликом 19 нижним рычагом 22 и верхним рычагом 20.

При этом перспектива теневого изображения на экране 33 изменяется так, как при боковом смещении транспортного средства.

Для проверки реакции водителя п его эмоционной устойчивости инструктор включает привод 32, который внезапно выдвигает макет препятствия 31 на «проезжую» часть ..1акета местности 18, что заставляет водителя принимать меры против «столкновения». Сигпализатор ошибок 28 показывает разницу во времени между появлением «препятствия» и торможением.

При перемещении макета 24 относительно макета местности 18 на экране создается впечатление о встре шом (попутном) движении транспортного средства, которое водитель должен будет обьсзжать. При наезде на макет

«препятствия» 30 источник света 23 отклоняется за счет шарнирной подвески на рычаге 29, а си1ч1алпзатор 28 зафиксирует «íàåçä» как ошибку.

Предмет изобретения

1. Тренажер, содержащий кабину с органом управления, устройство для моделирования динамики движения транспортного средства, экран, теневой проектор с точечным источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным посредством фрикциопного привода с упомянутым устройством, и сигнализатор ошибок, отличающийся тем, что, с целью сохранения светопроницаемости макета местности, он снабжен дополнительным диском, закрепленным со светопроницаемым диском HB общем вертикальном валу и взаимодействующим с роликом фрикциопного привода, при этом ролик и источник света расположены IIa рычагах, закрепленных на вертикально установлеш1ой поворотной втулке, внутри которой размещен вал, имеющий привод от рулевого колеса, и связанньш гибкой передачей с держателе 1 закрепленным на рычаге с возможностью поворота вокруг вертикальной оси.

2. Тренажер по п. 1, о тл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью регистрапии действий водителя, в цепь сигнализатора ошибок включены контакты, замыкаемые при повороте рычагов и при перемещении источника света относительно пссущего его рычага.

3. Тренажер по и. 1, отличающийся тем, что, с целью более точной имитации уличного движения, Он снабжен движущимися Относительно макета местности макетами препятствий, например автомобилей.

456295

17 Zb

79

Составитель Л. Цобан

Техред Т. Курилко

Редактор С. Титова

Корректор И. Позняковская

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 431/7 Изд. № 296 Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475