Устройство для нанесения покрытий в вакууме
Иллюстрации
Показать всеРеферат
o n И с A H И Е п11 457353
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 25.05.73 (21) 1926321/22-1 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.07.75. Бюллетень ¹ 27
Дата опубликования описания 27.11.75 (51) М. Кл, С 23с 13/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР ла делам изобретений и..открытий (53) УДК 621.793.14.002. .51 (088.8) !
В. С. Макеев, В. И. Титов и Ю. В. Чуриков=„
l (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ В ВАКУУМЕ
Изобретение относится к области нанесения покрытий в вакууме и может быть использовано для металлизации внутренней поверхности труб.
Известно устройство для нанесения покрытий в вакууме на внутреннюю поверхность труб, содержащее вертикальную камеру, испаритель в виде проволоки, расположенный по оси камеры, токоподводы и груз для компенсации термического расширения. Груз прикреплен к испарителю.
Недостатком известного устройства является изгиб или обрыв испарителя вследствие его термического расширения, что при нанесении покрытий на внутреннюю поверхность длинномерных изделий — труб, когда расстояние между испарителем и изделием невелико, приводит к неравномерному осаждению покрытия или его прекращению.
Система натяжения испарителя при помощи груза имеет недостаток, заключающийся в трудности подбора величины груза из-за изменения сечения испарителя в процессе работы, что приводит к разрыву испарителя или его изгибу.
Цель изобретения — получение равномерного покрытия на внутренней поверхности труб путем предотвращения разрыва испарителя в период проведения процесса.
Для этого предлагаемое устройство снабжено стержнем, установленным параллельно испарителю, траверсами, соединяющими испаритель и стержень, и ограничителем, закрепленным на стержне, причем одна из траверс выполнена с возможностью перемещения относительно стержня, а на ней смонтирован груз.
На чертеже показано описываемое устройство.
Устройство состоит из камеры 1, испарите10 ля в виде проволоки 2, токоподводов 3 и 4, груза 5 для компенсации термического расширения, стержня 6, траверс 7 и 8, ограничителя 9, закрепленного на стержне 6. Верхний конец испарителя 2 неподвижно закреплен в
15 траверсе 7. Траверса 7 крепится к неподвижному токоподводу 4, а траверса 8, неподвижно закрепленная на испарителе 2, соединена с токоподводом 3. К траверсе 8 прикреплен груз 5. Соосно с испарителем через изоляторы
20 10 и втулки 11 устанавливают покрываемую трубу 12.
Параллельно испарителю в траверсе 7 неподвижно закреплен стержень 6, нижний конец которого свободно проходит через изоля 5 тор 13, установленный в траверсе 8.
Устройство работает следующим образом.
Производят расчет термического расширения испарителя, н на эту величину устанавливают ограничитель 9. Трубы 12 устанавлива30 ют в камеру 1. В камере 1 создают вакуум, а
457353
Предмет изобретения
Состапптель Л. Анисимова
Редактор В. Новосглооа
Текред М. Семенов
1(орректоры: А. Николаева и Л. 1(орогод
Заказ 2928)16 Изд. ¹ 931 Тираж 966 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-36, Раушская наб., д. 4/6
Типография, пр. Сапунова, в температуру на испарителе 2 держат близкой к температуре его плавления, температуру на трубе 12 поддерживают нагревателем-охладителем.
При термическом расширении испарителя 2 он совместно с траверсой 8 и изолятором 13 удлиняется на установленную величину до ограничителя 3. Груз 5 создает постоянное натяжение испарителя.
Устройство для нанесения покрытий в вакууме, содержащее вертикальную камеру, испаритель в виде проволоки, расположенный по оси камеры, токоподводы и груз для компенсации термического расширения, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью получения равномерного покрытия на внутренней поверхности труб путем предотвращения разрыва испарителя в период проведения процесса, оно снабжено стержнем, установленным параллельно испарителю, траверсами, соединяющими испаритель и стержень, и ограничителем, закрепленным на стержне, причем одна из траверс выполнена с возможностью перемещения относительно стержня, а на ней смонтирован груз.