Способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (I I) 457773

Со.оз Советских

Социалистических

Респчолик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 21.05.73 (21) 1919716/29-14 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 25.01.75. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 14,03.75 (51) М. Кл, E Olg 3/00

Е Olg 3/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР (Я) САДК 624.191(088.8) оо делам изооретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. С. Луговцов, В. А. Алихашкин, Е. А. Василенко, А. А. Абросов, И. И. Шевченко, В. А. Казанцев, Ю. А. Кошелев, П. А. Васюков, Э. В. Сандуковский, Н. И. Федоров, Л. С. Быков, Е. И. Тищенко, С. А. Зукакянц, Д. Г. Максимович, В. Я. Цодиков и К. В. Ланчиков

Государственный проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (71) Заявитель

BDТБ (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОГО ТОННЕЛЯ .:::,, г1,,". и,:..р „;

ОТ ПРОРЫВА В НЕГО ВОДЫ ПРИ ПРОХОДКЕ

Изобретение относится,к строительству, преимущественно к тоннеле- и метростроению.

Необходимость защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды возникает при проходке то и неля в водонасыщенных неустойчивых и слабоустойчивых грунтах, а также в случае недостаточной толщины водоупорного слоя грунта над тоннелем.

Известен способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке путем стабилизации гидростатического давления воды сжатым воздухом.

По известному способу на предварительна пройденном береговом участке тон неля внутри него устраивают шлюзовую перегородку и в рабочую зону тоннеля от забоя до шлюзовой перегородки нагнетают сжатый воздух.

Дальнейшую проходку подводной части тоннеля ведут под сжатым воздухом, давление которого в рабочей зоне поддерживают равным или несколько меньши м высоты столба воды до лотка тоннеля, Давление сжатого воздуха уравновешивает гидростатическое давление воды и предотвращает возможность ее прорыва внутрь тоннеля.

Однако надежность защиты известным способом недостаточно высока, поскольку в определенных условиях при наличии сквозных ходов в водоупорном слое грунта над тоннелем возможен прорыв сжатого воздуха из забоя с катастрофически быстрым падением давления внутри тоннеля и затоплением его водой.

Цель изобретения — повышение надежности защиты тоннеля.

Это достигается тем, что на дне водоема устраивают выемку до кровли водоупорного слоя шириной, большей ширины зоны возможных осадок кровли водоупорного слоя, укладывают в эту выемку систему замораживающих труб, засыпают ее грунтом и замораживают насыпной грунт, примораживая его к кровле водоупорного слоя грунта.

Для исключения размыва насыпного грунта

15 движением воды в водоеме насыпной грунт покрывают защитным экраном, например, в виде пленки.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежом.

20 Над будущим тоннелем 1 по всей длине его подводной части на дне водоема 2 устраивают выемку 3 до кровли водоупорного слоя 4 грунта. Ширину выемки пр инимают большей ширины зоны 5 возможных осадок кровли во25 доупорного слоя 4 грунта. В выемку укладывают систему замораживающих труб 6, смонтированных на заранее изготовленных металлических секциях 7. Систему замораживающих труб засыпают слоем 8 грунта, подклю457773

8 9 10

Составитель Н. Туренский

Техред А. Дроздова

Редактор Н. Козлова

Корректор Л. Денисова

Заказ 607/1 Изд. Ке 346 Тираж 619 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 чают к замораживающим установкам, размещаемьгм на берегах водоема, и, пропуская по замораживающим трубам хладоноситель, замораживают насыпной грунт, примораживая его к кровле водоупорного слоя 4 грунта. Для исключения разм*ыва насыпного грунта движением воды в водоеме он может быть покрыт защитным экраном 9, например, в виде пленки.

В,результате замораживания над тоннелем

1 образуется ледо-грунтовая плита 10, армированная металлическими секциями 7 и системой замораживающих труб б, примороженная к кровле водоупорного слоя грунта 4, которая служит надежной защитой подводного тоннеля 1 от прорыва в него воды при проходке.

Проходка тоннеля под водоемами, по которым не ведут судоходства, выполняется в любое время года, предпочтительнее в зимнее, а для судоходных водоемов — в межнавигацион ный период.

После окончания проходки подводного тоннеля ледо-грунтовую плиту 10 размораживают и извлекают металлические секции 7 со смонтированной на и их системой замораживающих труб 6.

5 Предмет изобретения

1. Способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке в условиях недостаточной толщины водоупорного слоя грунта над тоннелем путем искусственного за1O,ìoðàæèBàHHÿ грунта, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности защиты, на д не водоема устраивают выемку до кровли водоупорного слоя шириной, большей ширины зоны возможных осадок кровли водоупорного

15 слоя, укладывают в эту выемку систему замораживающих труб, засыпают ее грунтом и замораживают насыпной грунт, примораживая его к кровле водоупорного слоя грунта.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, 20 что, с целью исключения размыва насыпного грунта движением воды в водоеме, его покрывают защитным экраном, например, в воде пленки,