Устройство для устранения коммутационных перенапряжений на электроподвижном составе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0 П И C А Н И Е (и) 458467

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реснчбаик (61) Зависимое от авт, свидетельства (22) Заявлено 08.02.74 (21) 1995176/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.01.75. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 25.03.75 (51) М. Кл. В 601 3/00

Н 02р 5/16

Государстввннык комитет

Совета Министров СССР оо донакт изобретений и открытий (53) УДК 621.316.718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. Б. Башук, В. Н. Ляпустин, А. Л. Лозановский, В. Я. Свердлов и Г. В. Путкарадзе

Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ КОММУТАЦИОННЫХ

ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ

СОСТАВЕ

Изобретение относится к электроподвижным составам и предназначено для устранения коммутационных перенапряжений, которые возникают в силовых схемах электровозов или тепловозов при выключении тяговых двигателей. Эти коммутационные перенапряжения при снижении электрической прочности .изоляции тяговых двигателей или аппаратуры (например, из-за увлажнения) могут оказаться достаточными для их пробоя.

Известно устройство для уменьшения искрения токоприемника для карьерных электровозов, состоящие из последовательно включенных диода и резистора, шунти рующихтяговые двигатели.

Его недостатком является то, что при малой величине сопротивления резистора (меньше критического значения) возможно самовозбуждение тяговых двигателей и повреждение шунтирующих диодов черезмерным током. При увеличения сопротивления резистора до критического значения и более такое устройство не устраняет коммутационных перенапряжений, так как падение напряжения в нем становится весьма существенным.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка. Это достигается благодаря тому, что устройство снабжено тиристором, включенным последовательно с диодом, и транзистором, переход эмитте р — коллектор которого подключен к управляющему электроду тиристора, а переход эмиттер — база — параллельно элементу силовой цепи электроподвижного состава, являющемуся источником

5 коммутационных перенапряжений, например обмотке возбуждения. Тиристор отпирается только тогда, когда при выключении тяговых двигателей в них появляются коммутационные перенапряжения.

10 На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.

При выключении линейного контактора 1 или быстродействующего выключателя 2 в обмотке возбуждения 3 тягового двигателя воз15 никает импульс э.д.с. самоиндукции е показанного на чертеже направления. Этот импульс вызывает отпирание транзистора 4 и тиристора 5, включенного последовательно с диодом

6, шунтирующим якорь 7 тягового двигателя

20 и его обмотку возбуждения 3. После затуха ния тока в якоре 7 тягового двигателя тиристор 5 закрывается.

При самовозбуждении тягового двигателя, что может иметь место при маневрах локомоти25 ва, когда направление его движения несовпает с .положением реверсивной рукоятки (или в режиме противотока) направление э.д.с. Z в якоре 7 тягового двигателя изменяется на противоположное по сравнению с нормальным

Зо режимом (соответственно пунктирная и сплош458467

Составитель В. Кучумов

Техред E. Борисова

Корректор Л. Котова

Редактор В. Левитов

Заказ 646/1 Изд. № 1084 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ная стрелки для э.д.с. Х на фиг. 1). Однако отпирания тиристора 5 не происходит, так как транзистор 4 в этом случае закрыт падением напряжения на диоде 8, приложенным к переходу эмиттер — база, указанного транзистора

4. Таким образом исключается возможность повреждения диода 6 черезмерным током, возникающим при самовозбуждении тяговых двигателей или при их работе в режиме противотока.

Диоды 8 и 9 ограничивают напряжение на переходе эмиттер — база транзистора 4. Резистор 10 ограничивает ток в диодах 8 и 9, а резистор 11 — ток в базовой цепи транзистора 4.

Стабилитрон 12 предотвращает отпирание тиристора 5 токами утечки транзистора 4. Диоды 13 и 14 защищают тиристор 5 и транзистор

4 от черезмерных напряжений. Резисторы 15 и

16 образуют делитель напряжения, который снижает напряжение на переходе эмиттер— коллектор транзистора 4 в режиме противотока до допустимого значения. Общее сопротивление резисторов 15 и 16 гораздо больше критического, поэтому самовозбуждение тяговых двигателей исключается.

Предмет изобретения

Устройство для устранения коммутационных перенапряжений на электроподвижном составе при выключении тяговых двигателей, содерI0 жащее диод, подключенный параллельно тяговому двигателю, отличающееся тем, что, с целью защиты диода от повреждений, оно снабжено тиристором, включенным последовательно с указанным диодом, и транзистором, 15 переход эмиттер — коллектор которого подключен к управляющему электроду тиристора, а переход эмиттер — база — параллельно элементу силовой цепи электроподвижного состава, являющемуся источником коммутационных

20 перенапряжений, например обмотке возбуждения тягового двигателя.