Способ определения линейного износа пар трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1и-458736

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетсльствя— (22) Заявлено 21.02.72 (21) 1750798/25-28 с присоединением заявки М-(32) Приоритет— (51) М.Кл. G 01п 3/56

1осударственный комитет

Совета Министров СССР оа делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.01.75. Бюллетень Я 4 (53) УДК 620.178.162.4 (088.8) Дата опубликования описания 14.08.75 (72) Автор изобретвния

В. В. Ковалев (71) Заявитель Украинский научно-исследовательский и конструкторский институт продовольственного машиностроения (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ИЗНОСА

ПАР ТРЕНИЯ

Изобретение касается техники измерений, в частности способов определения износа при трении.

Известен способ определения линейного износа пар трения, заключающийся в том, что на поверхности трения образца создают по крайней мере одно углубление, измеряют его глубину до и после процесса трения с контробразцом и по изменению глубины судят о величине линейного износа.

Однако этот способ имеет невысокую точность, обусловленную, например, неодинаковой в разных сечениях глубиной углубления и сложностью обеспечения совпадения сечений, в которых производится измерение глубины до и после испытания. Кроме того, способ является трудоемким, так как необходимо при одновременной оценке величины износа контробразца выполнять углубления на его поверхности трения.

Целью изобретения является повышение точности и снижение трудоемкости.

Для этого углубление наносят по всему пути трения в направлении относительного перемещения образца и контробразца и измеряют высоту выступа на поверхности трения контробразца, образующегося в результате изнашивания, а о велич|ше износа контробразца судят по высоте выступа.

11зоорстсине ttoitсиясTcH ч j)Tcrl oll.

Контробразец 1 взаимодействует с образцом 2, ня поверхности 1 трения которого вдоль всего пути трения и направлении относительного перемещения образца 2 и коитробразца 1. перпендикулярног > к плоскости рисунка, имеется углублеиис (/, глуошга которого измерена перед началом процесса трения образця 2 с контробразцом 1. Ь процессе тре1о ния происходит изнашивание поверхности Л трения образца 2 и поверхности Б трения контрооразця 1, в результате которого уменьшается глубина углубления а и появляется ответный выступ б на поверхности Б трения

15 контробразца 1 (см. пу ктирные лшпш на чертеже). По изменению глубины углубления и судят о величине линейного знося образца 2, а по высоте выступя б — о величине линей ного износа коитробразця 1. Определение

20 глубины углубления а ii ьысоты выступа б может быть произведено с помощью профилогряфирования поверхностей 4 il Б трения в направлении перпендикулярном к гяправленшо углубления и выступа, и нескольких сечениях

25 вдоль пути трения, что позволяет с высокой точностью оценить как величину линейного износа, так и изменение ее вдоль пути трения контробразца 1 и (при известном законе изменения глубины углубления по пути трения

Зд iiли при профилографнроваиии до и после

458736

Составитель Г. Кукии

Техред А, Камышникова

Корректор Л. Орлова

Редантop О. Юрнова

Заказ 1558 Цзд ¹ 1043 Тираж 903 Под.|llсиос

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по дслагн изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Обл. тнп. Костромского управления издательств, полиграфии и книжной торговли процесса трения в одних и тех же сечениях) образца 2.

Нанесение углубления а на поверхности А трения образца 2 может быть совмещено с подготовкой поверхности А трения и про наведено с одной установки образца 2 иа том же оборудовании, например шлифовальиом станке.

Предмет изобретения

Способ определения линейного износа пар трения, заключающийся в том, что на поверхности трения образца создают ио крайней мере одно углубление, измеряют его глубину до и после процесса трения с контробразцом и ио изменению глубины судят о величине линейного износа, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, углубление наносят ио всему пути треш1я в направлении относительного перемещения образца и контробразца и измеряют высоту выступа на поверхности трения контробразца, 10 образующегося в результате изнашивания, а о величине износа контробразца судят по высоте выступа.