Горный комбайн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 5b, 42.
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ горного комбайна.
К. авторскому свидетельству. М. М. Пшенко, заявленному 9 мая 1934 года (спр. о перв. М 147190).
0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 29 февраля 1936 года. (6i
Изобретение относится к горным комбайнам, передвигающимся на гусеничных ходах и снабженных режущими барами и режущими штангами, с отбойкой породы помощью клиньев, с транспортерами маттенбанд и с ленточными конвейерами.
Предлагаемый горный комбайн снабжен наклонным ромбовидным баром, производящим вруб посередине пласта, горизонтальным пятиугольным баром, подрубающим по простиранию, и третьим горизонтальным баром с двумя наклонными режущими штангами для проведения нижнего ходка, чем достигается возможность разработки круто падающих пластов горизонтальными слоями по простиранию.
На схематическом чертеже фиг. 1, изображает вертикальный продольный разрез горного комбайна по АВ фиг. 2; I фиг. 2 — горизонтальный разрез его по
КЕйМИР фиг. 1; фиг. 3 — вертикальный! поперечный разрез по CD фиг. 2; фиг. 4 — продольный вертикальный раз-,. рез рвателя; фиг. 5 — продольный раз- рез его по АВ фиг. 4 фиг. б — попереч-1 ный разрез его по CD фиг. 4; фиг. 7— то же по EF фиг. 4; фиг. 8 — то же по л М фиг. 4; фиг. 9 — разрез выработки, производимой комбайном.
Одновременно производятся два вруба, для чего имеется горизонтальный нижний бар 18 с режущей цепью 19, подрубающий по простиранию пласта, и средний круто наклонный по падению пласта бар 21 с режущей цепью 20 (фиг. 1, 2 и 3).
Нижний бар 18 имеет пятиугольную форму с выдающейся вперед средней частью, Сверху бар перекрыт металлической плито" 17, отгибающейся вверх с задней (по ходу машины) части для спуска отбитого угля на конвейер 16.
Путь угля указан стрелками (фиг. 1).
Средний наклонный ромбовидный бар 21 имеет своим назначением создать обнаженные поверхности посредине пласта параллельно плоскостям наслоения.
Баровая рама свободна впереди и крепится деталями 21, и 21в к плите 17 нижнего бара 18 и к балкам ходового мостика 28.
Для отбойки угля по всей площади забоя размещены шесть рвателей 22.
Рватели представляют собой комбинацию клинчатых домкратиков с буровым инструментом (фиг. 4 — 8). Посредством коронки 22, с видиевыми вставками, свинчивающейся муфтой 22г, со штангой 22» и при вращении этой штанги через передаточные шестерни 22т и 22, проходится шпур, в который одновременно вводится и клинчато-домкратное устройство. Последнее состоит из двух клинчатых параллелей 224 и,среднего стержня 22, к которому и прикреплены тяги, соединенные деталью 22,.
Штанга 22, закреплена в подшипнике 22», и при вращении ее стержень 22, не вращается. Параллели 22, имеют на наружных поверхностях рашпильную насечку для большего сцепления со стенками шпура.
Подача отбойного устройства вперед сопряжена с общим подвиганием комбайна на забой. Таким образом весь снаряд поступает вперед со скоростью хода комбайна в таком виде, как это представлено на фиг, 9.
Удаление буровой мелочи (штыба) происходит при помощи воды или сжатого воздуха.
В определенно рассчитанные моменты, .в зависимости от скорости подачи комбайна, деталь 22, приведенная в действие эксцентриком, отойдет назад (пунктир), вытягивая средний стержень, который расклинит параллели с силой, .достаточной для отрыва определенного объема угля. Таким образом, попарно действующие шесть рвателей отделяют почти весь подрубленный уголь от забоя, за исключением слоев угля с висячей и лежачей сторон пласта. Этот оставшийся уголь легко отломится при движении комбайна вперед особыми отвалами 39 (фиг, 2, 3). состоящими из клина 394 и трех свободно вращающихся роликов 39з, 39г и 39„постепенно, увеличивающихся в диаметре.
При расположении рвателей по площади забоя учитываются киваж и выраженные плоскости наслоения каждого отдельного пласта.
Отбитый уголь пластами падает на плиту li бара 18 и по ней подвигается по мере поступления комбайна вперед до тех пор, пока с загнутого края этой плиты уголь не свалится на один из четырех транспортеров 16 маттенбанд.
Для сужения полосы движущегося угля начиная от плиты 17 бара и через всю длину транспортеров 16 поставлены изогнутые оградительные плиты — ограничители 23 (фиг. 1, 2), Пройдя транспортер и получив определенную ширину, угольная масса поступает через воронкускат 24 на главный резиновый транспортер 6, размещенный в слоевом штреке, проходимом этим же комбайном с помощью особого проходческого устройства, которое будет описано ниже.
Главный транспортер 6 имеет довольно значительную длину (50 — 60 м) с таким расчетом, чтобы сгружать уголь в люк ската, пройденного до основного штрека, откуда уголь. уже грузится в вагонетки большей емкости и в них передается к стволу шахты, Главный транспортер 6, имеющий ведущий барабан 7, в объеме комбайна скреплен с броней его и на роликах волочится за комбайном. На главный же транспортер поступает уголь из проходческого устройства, передаваемый сюда небольшими транспортерами— маттенбанд 5 (фиг. 1).
Над левым (по ходу машины) транспортером 16 имеется лесенка 35 (фиг. 2) для подъема обслуживающего персонала на ходовой мостик 28, смонтированный из двутавровых балок и состоящий из стоек 29, перил 30, и подвешенный к броне 26 комбайна на цепях 31 (фиг. 1, 3). Мостик передним своим концом входит в верхний слоевой штрек, сохраненный от предыдущего прохода машины посредством настила, что дает возможность выходить из машины и входить в нее (второй выход — нижний штрек).
Все механизмы и устройства комбайна сверху и с боков покрыты особой броней 26, которая защищает механизмы и устройства от обрушений горных пород и представляет собой своеобразную крепь.
Верхняя часть (крыша) брони монтируется из двутавров и выгибается по кривой, облегчающей сползание по ней обрушенного -материала. В нескольких местах оставлены смотровые окна 26, из толстого стекла.
Передняя часть крыши заострена для уменьшения сопротивления внедрению в рыхлый материал, находящийся.на угле. Задняя часть брони передвигается на особых роликах 27.
Боковые части 38 брони (фиг. 3) изготовляются из котельного железа и прикрепляются к крыше под определенным углом (угол падения разрабатываемого пласта). Части эти 38 также установлены на ролики 38, (фиг. 2) и только в самой передней части отогнуты несколько внутрь для защиты режущей цепи 19 нижнего бара 18.
Все механизмы и приспособления, находящиеся внутри броневой коробки, составляемой из верхней 26 и боковых частей, прикрепляются к броне так, что весь комбайн представляет собой один целый хорошо увязанный агрегат.
В задачу комбайна входит еще и проходка нижнего ходка слоевых штреков.
Для выполнения этой задачи имеется особое проходческое устройство, состоящее из двух режущих штанг 3 с зубками 4, производящих два наклонных вруба, ограничивающих борта канавы штрека, и одного горизонтального бара 1 с режущей цепью 2 и отбойного клина 8, сидящего на коленчатом валу 11.
Клин 8, штанги 3 и режущая цепь 2 : получают движение от шестерни 9 вала 43 посредством ряда передаточных шестерен 10, 12, 13, 14 и 15, расположенных под наклонным транспортером 16. Вал 43 получает движение от двигателя 41 через коробку скоростей 42.
В задней части комбайна размещается гусеничный ход, состоящий из двух гусениц 25, связанных между собой частями 25, и с броней 26 частями 25 .
Для приведения в движение гусениц имеются два двигателя и две коробки 34 передач.
Таким образом гусеничный ход оказывается впряженным в броневую коробку, на которой смонтированы все механизмы, так что при движении гусениц вперед двигаются все механизмы. Нагрузка на броневой крыше и вес самой брони со всеми механизмами, опирающейся на гусеницы, достаточны для создания потребного давления на грунт,для производства соответствующего нажима на забой при движении комбайна вперед.
Для работы к:мбайна необходимы условия разработки горизонтальными слоями по простиранию. Слои вынимаются в нисходяшем порядке, Первый верхний слой в этаже вырабатывается вручную и обрушается, все же остальные слои высотой примерно в 4 — 4,5 м вырабатываются комбайном так, что последний работает все время под обрушением.
Подготовительные выработки минимальны; проходится основной штрек,. нарезаются печи-скаты через 50 — б0 м, и проходится вверху этажа первый слоевой штрек.
Работа комбайна на втором слое показана на фиг. 9. По простиранию поле не ограничивается условиями применения комбайна, наоборот: чем больше длина шахтного поля, тем производительнее работа комбайна
Доходя до конца поля комбайн поворачивается при помощи домкратов на 180" и опускается вниз на высоту слоя (4,5 — 5,0 м) в заранее приготовленной для этого камере (с присечкой породы), причем в этой камере временно ,. магазинируется отбитый уголь с расче том выемки его уже из-под комбайна, что дает возможность легко опустить комбайн на -требуемую высоту до пола камеры.
После опускания и поворота комбайна боковые броневые листы меняют углы скрепления с крышей согласно направлению падения пласта, смещаются несколько в сторону механизмы, и комбайн начинает вырабатывать новый слой в противоположном направлении.
Операция эта далее повторяется таким образом, что комбайн попеременно поворачивается и опускается на следующий слой то у одной границы поля, то у другой.
Предмет изобретения.
1. Горный комбайн, передвигающийся на гусеничном ходу, с режущими барами и режущими штангами, с отбойкой помощью клиньев, с транспортерами маттенбанд и ленточным конвейером, отличающийся тем, что, с целью разработки круто падающих пластов горизонтальными сЛоями по прости ранию, он снабжен тремя барами, из коих первый 21 (фиг. 1, 2, 3), производящий вруб посредине пласта, выполнен наклоннцм ..ромбовидным, второй 18, подрубающий по простиранию, выполнен горизонтальным пятиугольным и третий 1 горизонтальный снабжен двумя наклонными режущими штангами 3 для проведения нижнего ходка.
2. В комбайне по и. 1 примененйе для отбойки угля рвателей. 22, отвалов 39 и клиньев 8, монтированных на коленчатом валу.
3. В комбайне по пп. 1 и 2 применение брони 26 (фиг. 1), охватывающей комбайн сверху и с боков, задняя часть которой упирается на ролики 27, а боковые части 38 (фиг. 2 и 3) на ро-. лики 38,.
Вен тнлс атэВк
И авторсюму свидетельству M. М. Пшенко № 45889 ,рею.д „zz, Ф 4
4 r ю
L l п@г Ф 5
Тип. „Промполиграф . Тамбвоская, 12. Бак. 1040