Центробежная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О ill И С А Н И Е 461257-
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.05.73 (21) 1916024, 25-27 (51) М. Кл. F 16d 43, 18
F 166 13/18 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло лелам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 25.02.75. Бюллетень № 7 Дата опубликования описания 09.04.75 (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Автор изобретения
В. И. Деханов (71) Заявитель (54) 1тЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в сепараторах, центрифугах и других агрегатах, обладающих большим моментом инерции.
Известна центробежная фрикционная муфта, содержащая наружную ведомую полумуфту и установленную внутри нее ведущую полумуфту, несущую центробежные колодки с.торцовыми упорами, взаимодействующими с управляющим элементом, установленным на ведомом валу с возможностью осевого перемещения.
В аварийном случае, особенно когда невозможно выключить электродвигатель, для того, чтобы затормозить вращающиеся ведомые части машины, необходимо сначала расцепить ведущую и ведомую полумуфты, а затем включить какое-либо тормозное устройство.
Это неудобно и требует лишней затраты времени.
С целью обеспечения возможности экстренного размыкания полумуфт и останова ведомого агрегата при работающем двигателе предлагаемая муфта снабжена отключающим устройством, выполненным в виде поводка с профилированной рабочей поверхностью, установленного с помощью подшипников на управляющем элементе, и колодочного тормоза с радиальным упором, взаимодействующего своей колодкой с наружной поверхностью ведомой полумуфты, а упором — с профилированной рабочей поверхностью поводка.
Кроме того, профилированная рабочая поверхность поводка выполнена в виде конусной
5 чаши.
На чертеже представлена схема описываемой муфты.
На управляющем элементе 1 муфты, который установлен на ведущей полумуфте 2 с
10 помощью подшипников, например, качения 3, установлен поводок 4, имеющий наружную профилированную рабочую поверхность 5. Последняя может быть выполнена в виде конусной чаши.
15 На неподвижной станине G сепаратора, напротив наружной поверхности 7 ведомой полумуфты, установлен пневмоцилиндр, в корпусе
8 которого может перемещаться поршень 9 с двусторонним штоком. На одном конце 10
20 штока, на наружной его части, обращенной к бандажу, закреплен рычаг с радиальным упором 11. На внутренней части этого штока, расположенной внутри цилиндра, установлена пружина 12. Внутри штока размещен стер25 жень 13 и пружина 14. На конце стержня, обращенном к наружной поверхности бандажа, крепится тормозная колодка 15. Другой конец 1б штока поршня заканчивается крышкой 17, в которую упирается эксцентрик 18
50 рукоятки 19. В корпусе пневмоцнлиндра име461257 ется штуцер 20 для подачи сжатого воздуха или жидкости.
Муфта работает следующим образом. При обычном торможении сначала выключают электродвигатель привода, например привода центробежного сепаратора, а затем, поворачивая эксцентрик 18 при помощи рукоятки 19, освобождают пружину 14, которая прижимает тормозную колодку 15 к наружной поверхности 7 ведомой полумуфты, осуществляя плавное торможение вращающихся частей сепаратора.
В случае экстренного торможения, особенно когда невозможно выключить электродвигатель привода, через штуцер 20 подают сжатый воздух или жидкость в пневмоцилиндр. При этом поршень 9, преодолевая сопротивление пружины 12, перемещается в направлении к ведущей полумуфте. Рычаг 11 вступает в контакт с профилиров анной рабочей поверхностью 5 поводка 4, перемещает управляющий элемент 1 и размыкает ведущую и ведомую полумуфты.
Далее при перемещении поршня 9 тормозная колодка 15 прижимается к наружной поверхности ведомой полумуфты, осуществляя тем самым интенсивное торможение вращающихся частей сепаратора при включенном электродвигателе. После прекращения подачи в пневмоцилиндр сжатого воздуха или жидкости процесс торможения прекращается.
Предмет изобретения
1. Центробежная фрикционная муфта, содержащая наружную ведомую полумуфту и установленную внутри нее ведущую полумуф10 ту, несущую центробежные колодки с торцовыми упорами, взаимодействующими с управляющим элементом, установленным на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, отличающаяся тем, что, с целью
15 обеспечения возможности экстренного размыкания полумуфт и останова ведомого агрегата при работающем двигателе, она снабжена отключающим устройством, выполненным в виде поводка с профилированной рабочей поверх20 ностью, установленного с помощью подшипников на управляющем элементе, и колодочного тормоза с радиальным упором, взаимодействующего своей колодкой с наружной поверхностью ведомой полумуфты, а упором — с про25 филированной рабочей поверхностью поводка.
2. Муфта по п. 1, о тл ич а юща яся тем, что профилированная рабочая поверхность поводка выполнена в виде конусной чаши.
461257
Составитель И. Антипова
Техред А. Камышникова Корректор 3. Тарасова
Редактор Л. Народная
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 827/10 Изд. № 434 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5