Движетель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ttt) 462760
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сотоэ Соеетееа . Социалистич®скид .:" Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.01.73 (21) 1868208/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.03.75. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 19.05.75 (51) М. Кл, В 62d 57(00
В 60f 3/00
В 63h 1/12
Комитет по делам иаобретениЯ и открытиЯ при Совете Министров
СССР (53) УДК 629.113.03 (088.8) (72) Автор изобретения
В. В. Морозов (71) Заявитель (54) ДВИЖИТЕЛЪ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.1
Изобретение относится к транспортным средствам высокой, проходимости и, в частности к шнековым движителям.
Известны движители транспортното средства, содержащие цилиндрический ротор, на наружной аоверхности которого кольцевыми рядами в радиальных вилках установлены опорные катки, плоскости вращения которых .повернуты относительно оси ротора на одинаковый угол, а также опоры ротора, размещеныые на его торцах, и траисмиссию.
Однако такие движители не имеют средств ариопособления к грунтам с различной плотностью, не могут изменять скорость транспортного средства без переключения трансмиссии и не позволяют осуществлять поворот транспортного средства с малыми радиусами, так как опорные катки установлены в неподвижных вилках, не позволяющих изменять угол установки опорных катков во время движения.
Цель изобретения — обеспечение возможности изменения угла установки опорных катков на ходу транспортного средства.
Для этого вилки каждого ряда опорных катков предлагаемого движителя соединены с радиальными кривошипными валами, кривоши пы которых сориентированы в одну сторону и своими концами помещены в:кольцевую канавку штока, установленного внутри ротора вдоль его оси с возможностью осевого перемещения посредством силового привода.
На фиг. 1 схематически изображен продольный разрез шнекового движителя; на фиг. 2—
5 разрез по А — А на.фиг. 1.
Движитель состоит из цилиндрического ротора 1, на наружной .поверхности 2 которого кольцевыми .рядами 3 в радиальных вилках 4 установлены в параллельных птлоскостях вра10 щения опорные катки 5, выполненные в виде цилиндрических дисков или колес с массивными или пневматическими шинами, свободно установленные осями 6 в вилках 4. Ротор
1 установлен цапфами 7 в опорах 8 и соеди15 нен трансмиссией 9 с двигателем транспортного средства.
Для обеспечения возможности поворота опорных катков 5 на ходу транспортного
20 средства все вилки 4 установлены на кривошипных валах 10, в подшипниках 11. Кривошипы 12 сориентированы в одну сторону, и на их концах 13 установлены ползуны или свободные ролики (на чертежах не показа25 ны), Все концы 13 кривошипов 12, относящиеся к одному ряду 3 опорных катков 5, помещены в .одну из кольцевых канавок 14 штока 15, который размещен в ца|пфах 7 ротора 1 с возможностью осевого перемещения посред30 ством силового привода (на чертежах не по462760
Фиг 1
А-А
12 иг казан), действующего на шток 15 через опорный подшипник 16.
При движении транспортного средства в случае необходимости изменения его скорости водитель посредством силового привода, связанного с рычагами в его кабине, передвигает шток 15 в цаафах 7. При этом все кольцевые канавки 14 одно временно воздействуют на к ривошипные концы 13 валов 10, поворачивая вилки 4 со всеми опорными катка,ми 5 на одинаковый угол.
При установке опорных катков 5 перпендикулярно к штоку 15 ротора 1 транспортное средство останавливается, а при их повороте в ту или иную сторону оно движется вперед или назад. Если на транспортном средстве установлено два параллельных шнековых движителя, то в случае поворота катков левого и правого д|вижителей на разную величину транспортное средство, поворачивается. Поворот такого транспортного средства может быть осуществлен вокруг оси, .проходящей через его центр, для этого необходимо повернуть катки 5 левого и,правого движителя на одинаковые по величине углы, но разные по направлению.
Применение предложенного движителя позволяет лучше приспосабливаться к характе4 ру и свойствам опорной поверхности дорожного покрытия, осуществлять плавное изменение скорости транспортного средства, его остановку и движение назад без выключения двигателя или переключения трансмиссии, а также поворачивать транспортное средство вокруг вертикальной оси, проходящей через его центр.
1О Предмет изобретения
Движитель транспортного средства, содержащий цилиндрический ротор, на наружной поверхности которого кольцевыми рядами в радиальных вилках установлены опорные кат15 ки, плоскости вращения которых повернуты относительно оси ротора на одинаковый угол, а также опоры ротора, размещенные на его торцах, и трансмиссию, отлича ющийся тем, что, с целью обеспечения возможности
20 изменения угла установки катков на ходу транспортного средства, вилки каждого ряда опорных катков соединены с радиальными кривошипными валами, кривошипы которых сориентированы в одну сторону и своими кон25 цами,помещены в кольцевую канавку штока, установленного внутри ротора вдоль его оси с возможностью осевого, перемещения посредством силового привода.