Клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И
ИЗОБРЕТЕНИЯ ЛНй Е (ii) 462953
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 03,01.74 (21) )984819/25-8 с присоединением заявки (23) Приоритет
Опубликовано 05.03.75. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 08.05,75 (51) Ч. Кл. F 16k 3/24
Государственный комитет
Совета Министров СССР во делам изобретений и открытий (53) 3 ЛК 621.646(088.8) (72) Автор изобретения
A. А, Зуев
Институт гидродинамики Сибирского отделения АН СССР и Специальное конструкторское бюро гидроимпульсной техники
Сибирского отделения АН СССР (71) Заявители (54) КЛАПАН
Известны клапаны с запорным органом цилиндрического типа, расположенным в корпусе и уплотненным посредством эластичных манжет.
Цель изобретения — повышение долговечности уплотнительных манжет. Это достигается тем, что запорный орган предлагаемого клапана выполнен составным из установленных .последовательно двух частей, одна из которых получает воздействие от внешнего привода на полную величину хода открытия, а другая, выполненная полой, получает воздействие от дополнительного привода на неполный ход, величина которого выбрана из условия, чтобы уплотнительная манжета, расположенная вблизи стыка обеих частей, всегда была закрыта одной из них.
В клапане соосно с запорным органом в полости корпуса установлен упругий элемент, воздействующий в направлении открытия на неполноходовую часть за порного органа, снабженного буртом-упором, взаимодействующим с уступом полости корпуса.
Неполноходовая часть запорного органа имеет на наружной поверхности по меньшей мере два бурта, между которыми установлено уплотнение и которые образуют с корпусом кольцевую плунжерную пару, одна из полостей которой связана с входным каналом, а другая — с атмосферой.
На фиг. 1 изображен предлагаемый клапан с механическим дополнительным приводом; на фиг. 2 — то же, с гидравлическим дополнительным приводом.
5 Внутри корпуса клапана 1 расположен запорный элемент 2 со штоком 3, уплотненные эластичными манжетами 4. Осевые отверстия
5 запорного элемента предназначены для разгрузки его от избыточных осевых сил. Шток 3
10 запорного элемента связан с внешним приводом клапана, который фиксирует положение запорного элемента относительно корпу са и управляет его движением влево до упора и вправо до полного закрытия клапана.
15 Эластичные манжеты 4 расположены в корпусе 1 по бокам впускного отверстия 6. С правой стороны запорного элемента 2 установлена втулка 7. Привод втулки может быть как механическим; так и гидравлическим. В бурт
20 8 втулки 7 упирается нажимная пружина 9, рассчитанная на заранее заданное давление и расположенная соосно с втулкой 7 в корпусе фланца 10. Фланец соединен с корпусом 1 посредством резьбы и уплотнительного жгута
25 11. Через фланец 10 жидкость высокого давления поступает к потребителю. Выпускной патрубок 12 является составной частью фланца 10.
При гидравлическом управлении (см.
30 фиг. 2) втулка 7 выполнена с двумя бурта.
462953
15 ми 13, между когорыми установлено уплотнение 14. Два бурта 13, уплотнение 14 и внутренняя проточка 15 в корпусе 1 образуют кольцевую плунжерную пару. Полость А посредством отверстия 16 соединена с впускным отверстием 6, а полость Б — с дренажным отверстием 17. Втулка 7 уплотнена эластичными манжетами 14 и 18. Перемещение втулки влево ограничено упором бурта 13 в торец проточки 15 корпуса.
Открытие клапана происходит следующим образом.
При срабатывании привода запорный элемент 2 начнет перемещаться влево. Одновременно, непрерывно прижимаясь к нему, будет двигаться влево и втулка 7. В варианте с механическим управлением (см. фиг. 1) она будет прижиматься за счет сил упругой деформации предварительно сжатой пружины
9, в гидравлическом варианте (см. фиг. 2)— за счет давления жидкости в полости А, поступающей от источника давления через канал 16.
Запорный элемент 2 и втулка 7, перемещаясь влево, своими сжатыми между собой краями проскользнут по правой эластичной манжете 4. Когда края втулки 7 и запорного элемента 2, сжатые между собой, окажутся немного лсвее правой манжеты 4, втулка 7 остановится за счет упора буртом 8 в корпусе 1, а запорный элемент 2 будет продолжать свое движение влево, открывая доступ жидкости к потребителю через внутреннее отверстие втулки 7, при этом правая манжета 4 перейдет с цилиндрической поверхности запорного элемента 2 на наружный диаметр втулки 7. Таким образом, уплотнительные манжеты будут постоянно находиться в замкнутом объеме, чем исключается опасность вырыва их из гнезда, а также опасность повреждения.
Процесс закрытия клапана будет происходить в обратном порядке. Запорный элемент
2,,перемещаясь вправо, перекрывает впускное отверстие 6 и уменьшает расход проходящей через клапан рабочей жидкости. При этом он
4 своим правым торцом наткнется на левый торец втулки 7 и затем, преодолевая усилие пружины 9 (фиг. 1) или давление в полости
А (фиг. 2), будет вместе с втулкой 7 перемещаться до начального (исходного) положения, Причем мимо правой манжеты 4 пройдут сжатые между собой торцы запорного элемента 2 и втулки 7 как одно цилиндрическое тело. Манжета 4 перейдет на наружную поверхность запорного элемента 2, снова уплотняя его и полностью предотвращая попадание жидкости от источника давления к нотр е б ител ю.
Предмет изобретения
1. Клапан с запорным органом, расположенным в корпусе и уплотненным посредством эластичных манжет, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности уплотнительных манжет, запорный орган выполнен составным из установленных последовательно двух частей, одна из которых получает воздействие от внешнего, привода на полную величину хода открытия, а другая, выполненная полой, получает воздействие от дополнительного привода на неполный ход, величина которого выбрана из условия, чтобы уплотнительная манжета, расположенная вблизи стыка обеих частей, всегда была закрыта одной из них.
2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что в нем соосно с запорным органом в полости корпуса установлен упругий элемент, воздействующий в направлении открытия на неполноходовую часть запорного органа, снабженного буртом-упором, взаимодействующим с уступом полости корпуса.
3. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что не полноходовая часть запорного органа имеет на наружной поверхности по меньшей мере два бурта, между которыми установлено уплотнение и которые образуют с корпусом кольцевую плунжерную пару, одна из полостей которой связана с входным каналом, а другая — с атмосферой.
4G2953
75 Рог. 2
Составитель Л. Семенов
Редактор И. Бродская Техред О. Гуменюк Корректор Т, Добровольская
Заказ 1036/12 Изд. № 490 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-36, Раушская наб., д. 4/6
Типография, пр. Сапунова, 2