Устройство для защиты несимметричных рельсовых цепей от помех
Иллюстрации
Показать всеРеферат
35Т2
И...GÀ Н И
О П
ИЗОБРЕТЕНИЯ п 46
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 07.08.72 (21) 1818525/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.75. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 29.05.75 (51) М. Кл. В 61l 23/16
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 656.259.12:621. .398 (088.8) пе делам. изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
A. В. Котельников, А. В. Наумов и В. Г. Ваганов (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗЛЩИТЬ1 НЕСИММЕТРИЧНЬ1Х
РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ ОТ ПОМЕХ
Изобретение относится к области устройств автоматики на железнодорожном транспорте и может быть использовано в частности, при подключении к рельсовым путям, оборудованным рельсовыми цепями усиленных электродренажей.
Известны устройства для подключения к рельсам и регулирования выходного напряжения усиленных электродренажей, содержащие защищаемое сооружение, блок питания, блок защиты, блок включения, рельсовые цепи железнодорожной автоматики, путевые и дополнительные дроссель-трансформаторы, блок сравнения, электрод сравнения и блок управления.
Недостатком известных устройств является низкая эффективность действия из-за влияния гармоник тока на несимметричные рельсовые цепи. Это вызвано тем, что гармонические составляющие выпрямленного тока защиты усиленных дренажей, подключенных к средней точке путевых дроссель-трансформаторов, распределяясь по полуобмоткам дроссельтрансформатора, вызывают подпитку путевого реле и устройств автоматической локомотивной сигнализации, оказывая недопустимое влияние по условиям техники безопасности движения поездов на устройства сигнализации и блокировки.
Это происходит по -ой причине, что рельсовые линии цепей автоблокировки обладают значительной несимметрией, обуславливающей ток помехи на реле.
5 Дальнейшее уменьшение уровня гармонических составляющих в цепи дренажа может быть реализовано за счет снижения эффективности действия и повышения капитальных и эксплуатационных затрат в установках уси10 ленных дренажей. Кроме того, повреждение любого элемента защитного блока приводит к резкому увеличению уровня гармонических составляющих тока. в дренажной цепи.
Целью предлагаемого устройства является
15 повышение надежности работы и эффективности действия известных устройств.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено дополнительно датчиком напряжения, трансформаторами с обмотками
20 правления и блоком формирования кода уппавления.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.
Оно содержит защищаемое подземное со25 оружение 1, блок питания 2, блок защиты 3) блок включения 4, путевые дроссель-трансформаторы 5 рельсовой цепи, рельсовую линию 6, дополнительный путевой дроссельтрансформатор 7, датчик напряжения 8, блок
30 формирования 9 кода управления, блок управ463572
Зо
55 ления 10, блок сравнения 11 и электрод сравнения 12.
Работа схемы заключается в следующем.
Выпрямленный ток защиты 1 и подземного сооружения 1 от вольтодобавочного устройства блока управления 2 через фильтр блока защиты 3 и через блок включения 4 протекает по первичным обмоткам дополнительного путевого дроссель-трансформатора 5, и, растекаясь по рельсовым линиям б и обмоткам путевых дроссель-трансформаторов 7, распространяется по земле, втекает в защищаемое подземное сооружение 1 и другой полюс вольтодобавочного устройства. При полной симметрии рельсовой линии 6 на обмотке путевых дроссель-трансформаторов 7 напряжения помехи нет, поскольку ток помехи протекает по полуобмоткам дросселя в противоположных направлениях, и магнитный поток, создаваемый им, вычитается.
В несимметричных рельсовых цепях на дополнительном (или основном) дроссель-трансформаторе 5 появляется разность потенциалов от гармонических составляющих тока защиты. При этом на обмотках управления W » и
W"», а следовательно, и в датчике напряжения возникает напряжение управления V».
Рабочие обмотки датчика напряжения 8 имеют одинаковое число витков и соединены так, что магнитные потоки, вызываемые токами управления, противоположно направлены, а управление осуществляется разностью от действия токов обеих обмоток, определяемой несимметрией рельсовой линии б. Полученный сигнал подается в блок формирования 9 кода управления, где сигнал усиливается и подается на вход сдвоенной триггерной схемы, каждый из триггеров которой выполняет функции индикатора уровня и срабатывает при различных значениях напряжения на входе. В тех случаях, когда потенциалы на входе лежат в заданных пределах асимметрии (4 — б О/о) между уровнями напряжения срабатывания обоих триггеров, выходного сигнала не последует.
При появлении уровня напряжения выше допустимого (что вызывается асимметрией цепи и величиной тока гармоники) триггерная схема выдает сигнал управления блокинг-генератором, запуская его. Импульсы с блокинггенератора поступают в блок управления 10.
Полученные импульсы с блокинг-генератора формируются в блоке управления 10 в команды, которые управляют блоком питания 2, отпирая или запирая выходные силовые тиристары или регулируя напряжение на обмотках силового трансформатора любых других типов блоков питания на момент появления несимметрии в рельсовой цепи железнодорожной автоматики (асимметрия может возникнуть при обрыве одного из рельсов или соединителя, изменения климатических условий, загрязнения подошвы рельса, заземления на рельс и т. п.).
Устройство решает задачи совместного регулирования напряжения на выходе блока питания 2 в случае необходимости изменения защитного потенциала подземного сооружения 1. При этом, если величина защитного потенциала на подземном сооружении достигает верхней или нижней границы допустимого уровня, то сигнал с электрода сравнения 12 попадает в блок сравнения 11, где срабатывает вторая триггерная схема и запускается блокинг-генератор, импульсы которого поступают в блок управления 10 для формирования команды управления блоком питания 2. При поступлении одновременно сигналов управления от блока формирования 9 кода управления и блока сравнения 11 преимущественно отдается команде от блока формирования кода управления, который отключает второй блокинг-генератор, и рабочий ток в цепи дренажа в этот период управляется только командами блока формирования 9 кода управления.
Предмет изобретения
Устройство для защиты несимметричных рельсовых цепей от помех, содержащее блок питания, один вход которого соединен с корпусом подземного сооружения, а выход связан через последовательно включенные блок защиты и блок включения со средней точкой дроссель-трансформатора рельсовой цепи, блок управления, один выход которого соединен со входом блока питания, блок сравнения, подключенный к блоку управления и к электроду сравнения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности действия и надежности работы, устройство снабжено двумя дополнительными обмотками управления, установленными на дроссель-трансформаторе, датчиком напряжения, блоком формирования кода управления, причем дополнительные обмотки управления подключены ко входам датчика напряжения, выходы которого через блок формирования кодов управления соединены с блоком управления.
463572
Составитель И. Назаркина
Техред О. Гуменюк
Корректор В. Брыксина
Редактор Е. Семанова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1216/8 Изд. М 1267 Тирагк 593 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
IIo делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5