Устройство для управления двигателем возвратно- поступательного движения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
о и и аж-и и.E пц 464059
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.04.72 (21) 1776539/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.75. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 20.06.75 (51) М. Кл. H 02р 7/62
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.314.58 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. П. Ряшенцев, Е. М. Тимошенко и И. М. Королев
Институт горного дела Сибирского отделения АН СССР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕН ИЯ
Известны устройства для управления двигателем возвратно-поступательного движения, содержащие два основных тиристора, подключающих каждую из двух обмоток двигателя к источнику постоянного тока, вспомогательные тиристоры, связанные с основными двумя коммутирующими конденсаторами, и управляющие временные цепочки, состоящие из диода,резистора и конденсатора, соединенные с управляющими электродами тиристоров через пороговые элементы и трансформаторы.
В предлагаемом устройстве для упрощения схемы, повышения надежности и стабилизации работы двигателя при колебаниях питающего напряжения одна из управляющих цепочек подключена параллельно основному тиристору, а две другие — параллельно коммутирующим конденсаторам.
На чертеже дана электрическая схема описываемого устройства.
Силовая часть устройства выполнена по схеме с параллельно-емкостной коммутацией и содержит основные тиристоры 1 и 2, связывающие, соответственно, обмотки 3 и 4 прямого и обратного хода двигателя и источником питания У„постоянного тока. Вспомогательные тиристоры 5 и 6, дроссели 7 и 8, коммутирующие конденсаторы 9 и 10 и диоды 11 и 12 обеспечивают коммутацию основных тнристоров 1 и 2. Управляющие цепочки 13 — 15, 2 каждая из которых содержит диод 16, резисторы 17 и 18 и конденсатор 19, подключены через пороговый элемент (динистор) 20 и трансформатор 21 к управляющим электродам тиристоров.
Устройство работает следующим образом.
При подаче напряжения питания /„конденсатор 19 управляющей цепочки 13 заряжается через диод 16, резисторы 17 и 18, диод
10 11 и обмотку 3 прямого хода. При напряжении на конденсаторе 19, равном пороговому напряжению динистора 20, последний пробивается и конденсатор 19 разряжается на первичную обмотку трансформатора 21. Во вто1ч ричных обмотках трансформатора 21 индуктируются импульсы, отпирающие тиристоры 1 и 6.
В обмотке 3 прямого хода формируется импульс тока, и якорь двигателя совершает пря20 мой ход. Одновременно коммутирующий конденсатор 9 быстро заряжается по цепи: тиристор 1 — конденсатор 9 — дроссель 8 — тиристор 6 (полярность напряжения показана на чертеже). По окончании заряда конденса25 тора 9 тиристор 6 запирается. С появлением напряжения на конденсаторе 9 конденсатор
19 цепочки 14 начинает заряжаться напряжением конденсатора 9. Так как емкость конденсаторов 19 в 50 — 100 раз меньше емкости
30 коммутирующих конденсаторов 9 и 10, то на464059 пряжение последних в процессе заряда снижается незначительно.
При срабатывании цепочки 14 отпирается тиристор 5, что приводит к перезаряду конденсатора 9 по цепи: дроссель 7 — тиристор
5 — диод 11 — обмотка 3 (полярность напряжения для этого случая показана в скобках) и запиранию тиристора 1. Одновременно конденсатор 10 заряжается по цепи: дроссель 7 — тиристор 5 — диод 12 — обмотка 4 обратного хода. На управляющую цепочку 15 подается напряжение, и после ее срабатывания, определяющего длительность паузы, соответствующей отключенным обмоткам 3 и 4 двигателя, отпирается тиристор 2 и в обмотке
4 обратного хода формируется импульс тока.
Якорь двигателя совершает обратный ход.
В то же время совместно с тиристором 2 при срабатывании цепочки 15 отпирается и тиристор 6, что приводит к перезаряду конденсатора 10 по цепи: тиристор 2 — конденсатор 10 — дроссель 8 — тиристор 6 (полярность напряжения показана в скобках).
Длительность протекания тока в обмотке 4 обратного хода определяется разницей во времени срабатывания цепочек 13 и 15.
Процесс повторяется при срабатывании цепочки 13.
Диоды 11 и 12 устраняют колебательный процесс изменения токов в обмотках 3 и 4 двигателя. Дроссели 7 и 8 ограничивают скорость нарастания тока через тиристоры 5 и 6.
При повышении напряжения питания U„ амплитуда импульса тока в обмотках двигателя возрастает, что приводит к уменьшению времени движения. Если бы длительности импульсов тока при этом не изменялись, то увеличился бы нагрев двигателя и снизился его к.п.д. Однако с увеличением напряжения пи5 тания уменьшается время заряда конденсатора 19 в управляющих цепочках 13 и 15, что приводит к уменьшению длительности импульсов тока в обмотках двигателя и обеспечивает оптимальный режим его работы.
10 При снижении напряжения питания У„токи в обмотках уменьшаются, а длительности их увеличиваются, что стабилизирует работу двигателя.
Предмет изобретения
Устройство для управления двигателем возвратно-поступательного движения, содержа20 щее два основных тиристора, подключающих каждую из двух обмоток двигателя к источнику постоянного тока, вспомогательные тиристоры, связанные с основными двумя коммутирующими конденсаторами, и управляющие
25 временные цепочки, состоящие из диода, резистора и конденсатора, соединенные с управляющими электродами тиристоров через пороговые элементы и трансформаторы, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения схемы.
30 повышения надежности и стабилизации работы двигателя при колебаниях питающего напряжения, одна из управляющих цепочек подключена параллельно основному тиристору, а две другие — параллельно коммутирующим
35 конденсаторам.
464059 игл
Составитель 3, Горник
Техред М. Семенов
Корректор А. Дзесова
Редактор А. Пейсоченко
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1431/4 Изд. № 1298 Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5