Способ защиты турбомашины от осевого сдвига ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пи 464706

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.01.74 (21) 1991529/24-6 (51) М. Кл. Г 01с1 21/04 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 25.03.75. Бюллетень М 11

Дата опубликования описания 27.06.75 Гасударственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.165-759 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. В. Токмаков (71) Заявитель Центральная лаборатория и экспериментальные мастерские «Тулэнерго» (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТУРБОМАШИНЫ

ОТ ОСЕВОГО СДВИГА РОТОРА

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано для защиты паровых турбин.

Известны способы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора путем преобразования механического перемещения в два независимых исходных сигнала, формирования их и подачи управляющих импульсов с помощью пороговых элементов на исполнительные органы. Однако эти способы не исключают ложных срабатываний защиты при колебаниях напряжения питания и возникновении неисправностей, что снижает надежность работы турбомашины.

Цель изобретения — повышение надежности при колебаниях напряжения питания и возникновении неисправностей.

Для этого два исходных сигнала формируют по зависимостям, различным по знаку при одном и том же направлении механического перемещения, подают управляющие импульсы на исполнительные органы при одновременном появлении импульсов на выходе обоих пороговых элементов, а при появлении импульса на выходе только одного порогового элемента подают сигнал о возникновении неисправности.

Ча чертеже приведена схема устройства для реализации способа, Преобразователь 1 механического перемещения формирует на выходе два независимых сигнала U< и U2, один из которых, например

U>, возрастает при осевом сдвиге, а другой

5 U2, уменьшается при том же направлении осевого сдвига. Сигнал U< поступает на пороговый элемент 2, срабатывающий при повышении сигнала U до заданного абсолютного значения, определяемого уставкой защиты, а

10 сигнал U> поступает на пороговый элемент 3, срабатывающий при снижении сигнала U2 до заданного абсолютного значения. Одновременно сигналы U< и U2 поступают на схему вычитания 4, а с нее — на указатель осевого сдви15 га 5. Пороговые элементы 2 и 3 вырабатывают управляющие импульсы, которые через логическую ячейку «И» 6 воздействуют на исполнительные органы 7 отключения турбомашины, а через логическую ячейку «ИЛИ» 8—

20 на сигнализацию 9 о возникновении неисправности.

При увеличении осевого сдвига сигнал U< возрастает, а сигнал Ug уменьшается. В мо25 мент, определяемый уставкой защиты, пороговые элементы 2 и 3 срабатывают и через логическую ячейку «И» 6 воздействуют па исполнительные органы 7 отключения турбомашины. Указатель осевого сдвига 5 показывае

30 предельный осевой сдвиг.

464706

Предмет изобретения

Составитель А. Калашников

Техред Т. Миронова

Редактор А. Бер

Корректор Н. Аук

Заказ 1449/17 Изд. № 586 Тираж 619 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2

При резком увеличении или снижении питающего напряжения сигналы U< и U2 будут одновременно либо увеличиваться, либо уменьшаться, при этом может сработать только один из пороговых элементов 2 или 3, и управляющий импульс на исполнительные органы 7 отключения турбомашины не пройдет через ячейку «И» 6, но пройдет через ячейку

«ИЛИ» 8 на сигнализацию 9.

При возникновении неисправности в цепях преобразователя или непосредственно в пороговых элементах, ведущей к срабатыванию одного из них, схема работает аналогично.

При этом указатель осевого сдвига 5 реагирует на неисправность, возникшую только в цепях преобразователя или в соединительном кабеле.

Оценивая показания указателя осевого сдвига 5 и реакцию сигнализации 9 появления неисправности, можно судить о характере неисправности и месте ее возникновения, т. е. появление любой единичной неисправности или резкие изменения напряжения питания преобразователя перемещения не вызывают

4 ложного срабатывания защиты и в то же время момент появления неисправности сигнализируется.

Способ защиты турбомашины от осевого сдвига ротора путем преобразования механического перемещения в два независимых ис10 ходных сигнала, формирования их и подачи управляющих импульсов с помощью пороговых элементов на исполнительные органы, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности при колебаниях напряжения пи15 тания и возникновении неисправностей, два исходных сигнала формируют по зависимостям, различным по знаку при одном и том же направлении механического перемещения, подают управляющие импульсы на исполни20 тельные органы при одновременном появлении импульсов на выходе обоих пороговых элементов, а при появлении импульса на выходе только одного порогового элемента подают сигнал о возникновении неисправности,