Установка для усталостных испытаний лопаток турбомашин на резонансных частотах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОГ1ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
>464795
Сова Советских
Социалистических
Республик
{61) Дополнительное к авт. свид-ву—
{22) Заявлено 10.04.73 { 21) 1905152124-6
{ «1) Ч. Кл, 6 01trt 7!00
1с O I d 5!26 с прпсоедппе заявки М—
Ьсударствевиый комитет
Совета Министров СССР в{о делам изобретений и открытий
{ 32) Г1риоритет—
Опубликовано 25.03.75. Бюл-tt Teat, ¹ 11
Дата опубликования описания 29.08.7э (53) УДК 620.178.3 (088.8) (72) Авторы изоб,ретепия
В. П. Максимов и Ю. Н. Рождественский (71) Заявичель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ УСТАЛ ОСТ Н Ъ1Х И С П ЫТА Н И Г1
ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН НА РЕЗОНАНСНЫХ
ЧАСТОТАХ
Изобретение касается испыта ния конст рукций на в|горацию.
Известны установки для усталостных исттытаний лопаток турбомашин на резонансных чапготах, содержащие авторегулятор уровня ам{плитуды с уп равляющим и у{правляемым каналàitи и,програмatный олок.
О{дяа ко с помощью таких установок нельзя точно апределять усталостные ха ра ктеристики 1oI аток ири малых длительностях ступеней .на пряжения.
Цель изооретения — уменьшение времени иереходного,процесса tt{ptt ступенчатом из меч{енин на,г{рузии — достигается тем, что на вхс{де у{пра вляюпдeго и выходе у правляемого каналов установлены обратно пропорциональные делители на пряження, механически связанные между собой и подключенные к пронрам,мному олоку.
На чертеже приведена схема предложенной установки.
Испытуемая ло патка 1 соединена с электрсдинамически м вибратором 2. Ин{дукционный лреобразо ватель 8 связан с у1пра{вляемым Каналом авторегулятора уровня ам плитуды, сОстоящим,и з последовательно соединенных фазоэращ ателя 4, усилителя-апраничителя 5, избирательного усилителя б, потенциометра ручиой регулировки нагрузочки Rt н автоматической регулировки нагрузки R . усилителя 7, резисторов делителей R) — R,> ревер.ивного шагового искателя 8 и усилителя 9 мощности, "oe ttnttettatot.o с Вибратором 2. У правляющий канал а|вторегулятора состоит из пнта ратора 10, .выпрямителя 11 и источника 12 стабилизированного напряжения, соединенных с блоком 18 сра внення. Блак 18 сра внепия прп иомощп усилителя 14 подкл o÷ått;ê реверсивному двигателю 15. Пропраммный олок состоит из задатчнка 15 длительности ступени п блока 17 управления. Блок управления соединен с реверсивнымп щаговыми,показателя{ми 8 и 18,,последний из которых связан с резисторами,делителей R i — R.i.
Иапытуемая ло{патка 1 при крсплена к ад,вижной,платформе электродинамнческого вибpampa 2. При резонансных колеоаниях лопатки индукционный преобразователь 8, установленный,вблизи {пера лопаточки, выраоатывает электрический сигнал, .пропорциональный амплитуде скорости. Си гнал с ïpåîáðàçîâàòåëÿ
8 подается на вхо Ibl уиравля1ощего и управляе lol o каналов авторегулятора.
На входе управляемого канала установлен фазавращатель 4, с которого сигнал падается на усилитель-агранпчитель 5 н пзоирательный усилитель б. После избирательного усилителя, обеапечивающего вазауждение резонансных колеоаний ло{патски на заданной частоте, уста30 новлены последовательно потенциометры
Л! (5(F(g. С поз(ощыо потенциометр Я 1
Тая(!м образов(, через усп.1((тель 8, вибратор 2, лопатку 1, пи!дукционны((преобразо ватель 8 и у(правляез(ы((капал авторегулятора (0;lo: и 4 — 7, потенцпометры 1
На Входе "(прав. я(ощеГО (<((;-(зла vcT21(ciB1c:i:(ходпой делитель l< — Y.л . С этого делителя си гиал поступает па „. ге; ратор 9, (зб".,Опечивающий пнтепрздрозBH HB OH!".(3ë3,ппд к (ИОННОГО (преобразовяте:(я 8 3;5((д2Hпоз! дияп2зопе частот 3втсре! 3 лятсгоа. Выхо <но(! сигнал интегратора, .Прс(порцпопальпый амплитмде колебания лспаткп, по ает я па лы-! и !3 я м:. (тел ь 10. B b;!Ip 5(itë е:-i Ho е н и!и р я и< е. и с с
Bbi Ip2irHTC;i5! 10 .Ii <.-!lOpHÎC псточпика стабилпзпрова (ного папряжепия 11, гподается на блок сравнен((я 12. Выходпое наи р я ж еп и е р 3 c col;I 3 cQB 3!! и я Ол ах (! с р ЯВ и е!Ип 51 ((Одается на реверсив:(ый,дзпгятель 15, вял которого жестко сзяза:-! ползупом гпотепцпоз(етра
При изменении Нагрузки лопатки па каж .г! заданной .Сту пени нагружеп гя олок сра!в ен:.(я 12 вырабатывает Напри:кение рассогласова,ния, которое вызывает .перестройку потснцио(метра 1<2 до тех;юр. Пока не восстаповптся заданный ypOBB;rb r:2rpуз ;r лопатки.
Прп программном изме!(в:.:.:.: = з.-дат п(ка длительности ступеней И i2 б 1ак уира(! "le!i)i, 15 поступают сигналы для ко((з(утзц(ли и="ррключателей входного 1< t — 1<. :(выходного г и
1/ с< —.(< х д"Л.(т 1 и
B качес(пве !Переключателя делителей используется .реверси(вный шаговый искатель
8 и 18, который од5(с(врема((но пеоекл(очает
4 ооа делителя. Если один делитель <пере:<лю(ается в сторону увел (чения коэф<(з;(ц i (Tà передачи, другой--в сторону умепьшеппя.i*. На(О оборот. Поэтому при адпавременноз(перекл оIpHHH дел ителей ((зз(еняется HBÃpi 3 32 лo . BTки, а реЗким работы блоков авторе.-уляторз остается без ((зв(енения. В иех6дня полсжении (сред((ем) та!кже остается потенциометр
Я, так как при т(ероключег(пях реверспгв:(ь((( двигатель !Стоит. Некоторое перемещение ползу(нка потенцио!з(етра может происходить (2-,3 (погрешностей подгон(<((резпсторсз .выходного де-птеля 1< — 1<Я (очпостпой! Настро:;<ой
20 дели геля 1<," — 1<,:; можно л;,акт:!.-(Сс;<5(ис5<лючить перемещения по.1зупа поте!.ц..зметра
Rq, а следовательно, уме:(ьщпть дз ii н.;ilумя
)В Рез! и !(I e Pe.
Предмет изобретен иli
Установка для усталост;(ых пспь(тяHзй ло30 патск турбоз(ашии H2 (резонанспь:х - а=тотзх, со!Держащая авторегулятс з уровня 2i(Hз и(туды с управляющим и у правляемым каналам!i п .программный блок, от.(((ча(ои<аяся тем, что, с целью уменьшения (времени;перехадног0 проЗЗ цесса при стЗзпе5(чатом изменении нагрузки, на вхо(де управляющего з(вь(ходе у!Прав.1яемо ГО канало(в устя нОВлепь(Oolp3THo (прапор пионая.1blHblp делители Iапp(lжен(iя, iiехьничccit<л
СBH25!HHbIP. З(СЗК Ji COOOÈ:I По.: <.l!Oi! !i i=i" Н
40 (.! 3 О!г р Я з(л п 0 i! i Й,1 0 ку.