Устройство для заряда аккумуляторной батареи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О ll И С А Н И Е l(»)464928
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сова Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.09.73 (21) 1957985/24-7
i 5l) 1. Кл. Е? 01гп 45 L, 4
И 02„1 7/0гб с присоединением заявки— (32) Приоритет—
Опубликовано 25.03.75. Бюллетень ¹ 11
Дата опубликования описания 15.08.75
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений, (3) УДК 621.355.!64 (088.8) н открытий (72) Авторы изобретения
В. Ф. Харитонов и A. С. Литвин (71) Заявитель (54) УСТ РО Й СТВО
ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Изобретение относит" я к электротехнической промышленности и касается вопроса питания электроэнергией автоногмных объектов с использованием аккумуляторной батареи.
Известно устройство для заряда аккуму",FtòîðíoFt батареи, содержащее генератор постоянного тока, автогенератор, накоиительны, конденсатор, коммутационный элемент, расположенныйй между положительными клемма»и накопительного конденсатора и батарс.", и систему управления элементом коммутации, включающую конденсатор и управляемый полупроводниковый элемент.
В предлагаемом устройстве, с целью уменьшения утсчки тока от автогенсратора в аккумуляторную батарею в процессе заряда накопительного конденсатора, коммутационный элемент вы полнен на тпристоре, а система управления элементом коммутации снабжена диодом и трансформатором тока, причем анод диода соединен с катодами диодов выходного выпрямителя автогенератора, первичная обмотка трансформатора тока включена между клеммой батареи и элементом коммутации, его вторичная обмотка соединена с цепью управления полупроводниковым элементом системы управления, катод которого подключен к базе транзнстора автогенсратора, а анод связан с катодом диода и с положительной клеммой конденсатора, подкл1оченно" о отрицательной клеммой к общей то п<с с.:емы.
Для оптимального использования мо.циости генератора постоянного тока выпрямитель автогенсратора выполнен ио схеме дву:полупериодного выпрямлен я.
На чертеже изображена с.;ема иредлагае»ota устройства.
Устройство состоит it3 маломощного тср
10 моэлектрогенсратора Г„автогснсратора, выиолнснного на триоде Т„трансформаторе
Тр„конденсаторак Ct и С2, рсзисторе R, и диодах Д1 и Д, накопительtiого кондеHсатора
С„комп утационного элемента, выпо tHctttlol
5 иа т-tp!t:òîðñ (динисторс) Тз, системы у::равлсн .ttt на тири торс (трини=торе) Тз, трансформаторе тока Тр., диоде Д; и конденсаторе С1, и аккумуляторной батареи АБ»
Питание автогснсратора,существляется от генератора Гь который положительным зажимом подключен и коллектору транзистора
Тi, и отрицательным — к резистору P конденсатору Сз и клемме 1 трансформатора
Тр,.
Катод тиристора Т„второй вывод рсзпстопа К» вывоt ксндснсатора С подключены и базс транзистора Т . Вторыс выводы конденсаторов С и С подключены к клемме 2 трансформатора Тр,. Клемма 8 трансформатора Тр, подключгна к эмиттеру транзистора Tt. Клсмч
464928 мы 4 и 5 вторичной обмотки трансформатора
Тр1 подключены соответственно к анодам диодов Дl зи Д . Катоды диодов Д1 и Д объединены;1 подсоединены к положительной клемме иаков 1тсльного конденсатора С., аноду тиристоfoa Т2 и аноду диода Д.-. Катод тир11стора
l иод .оедиисн к клемме 6 первичной обмотки им:1ульсного трансформатора тока Тр. Катод диода Д. подсоединен к аноду тиристора
Т и положительной клемме конденсатора С„.
Клемма 7 трансформатора Тр, соединена с положительной клеммой аккумуляторной батарсп AEf, клеммы 8 и 9 вторичной обмотки трансформатора Тр, соединены cooTIIcTOTBQHHo с уир11вля!Ощим электродом и катодом TIIристора Т;;. Клеммы 1 и !О первичной и вто ричной обмоток трансформатора Тр, oTp:щательныс клеммы коигснсатора Сз, С4 5и аккумуляторной батареи АБ, объединены.
При .включении тсрмоэлектрогенераторз
Г1 в колебательном контуре, состоящем пз первичной обмотки трансформатора Тр, и конден сатора С2, возникает колебательный процесс,,который при закрытом тиристоре T.- благодаря положительной обратной связи через конденсатор С1 на базу транзистора TI и усилительных свойств транзистора становится незатухающим. Электрические колебания,,возникающие в контуре первичной обмотки, трансформируются с нужным коэффициентом тран сформацн11 во вторичную обмотку, затем детектируются диодами Д1 и Д, по схеме двух1юлупериодного выпрямлспия. Происходит заряд накопительного конденсатора С,, и через диод Д, конденсатора задержки С1.
В момент, когда разность потенциалов между положительной клеммой конденсатора С> и аккумуляторной батареей ЛБ1 достигает напряжения включония тиристора Т2, последний открывается и накопленная энергия сбрасываевся на конденсаторе С,, в аккумуляторну1о бата рею ЛБ . Одновременно незначительная часть энергии конденсатора С.- трансформируется во вторичную обмотку трансформатора
Тр, и в виде короткого:импульса попадает на управляющий электрод тиристора Т:, в результате последний открывается и конденсатор С4 разряжается через базу транзистора
l0
Т . При этом Ifpollcxoд.1т срыз колебаний на выходе автогсиератора устанавливается нулевое напряжение, что позволяет тиристору
Т после разряда конденсатора С; автоматичс"ки перейти в закрытое состояние, так как врсм51, на,которое происходит срыв колебаний автогсноратора, больше времени полного разряда конденсатора С; через тиристор Т .
Ток .разряда конде11сатора С, постепенно c:Iàдает до момента, когда .колебания автогенсратора восстанавливаются, и с учетом того, что ти1тистор Т> уже за,исрт, . 1авторяст зарядно-разрядный цикл конденсатора С;,.
Предмет изобретения
1. Ъ стройство для за13ядс! 11ккумуляторно 1 батареи, содержащее генератор 1остоянного тока, автогснератор, накопительный конденсатор, коммутационный элемент, расположенный между положительными клеммами накопительного конденсатора и батареи, Il систему управлсии51 элементом коммутац11и, вкл1оча1ощую конденсатор и управляемый полупроводниковый элемент, отличающееся тем, что, с целью уменьшения утечки тока от автогенератора в аккумуляторную батарею в процессе заряда накопительного конденсатора, коммутаIIIIoFIHbIH элемент .выполнен на тиристоре, а система управления элементом коммутации снабжена диодом и трансформатором тока, причем анод диода соединен с катодами диодов выходного вьгпрямителя автогенератор" первичная обмотка трансформатора тока включена между клеммой батареи и элементом коммутации, его вторичная обмотка сое динсна с целью управления полупроводниковым элементом системы управления, катод которого подключен к базе транзистора автогснератора, а анод связан с катодом диода и с положительной клеммой конденсатора, подключенного своей отрицательной клеммой к общей точке схемы.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью оптимального использования мощности генератора постоянного тока, выпрямитель автогенератора выполнен по схеме д вухполупериодного выпрямления.
Редактор T. Фадеева
Составитель И. Найдина
Техред М. Семенов
Корректор В. Гутман
Заказ 558/1090 Изд. ¹ 603 Тпраьк 833
ЦН111!Г111 Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и огкрыти1".
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4 5
Таа. Харьк. фил. пред. <.Патент»
Г1одписное