Автоматический инерционный импульсный планетарный вариатор скорости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 466357 баюз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 29.03.71 (21) 1643750/25-28 с присоединением заявки № (51) М. Кл. F 161т 33/14
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 05.04.75. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 09.07.75 (53) УДК 621.833.6.062 (088.8) (72) Автор изобретения
Л. М. Шульгин (71) Заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ
ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИА1 ОР СКОРОСТИ
Государственный комитет (32) Приоритет
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в приводах различных машин и оборудования.
Известны автоматические инерционные импульсные планетарные вариаторы скорости, содержащие водило, соединенное с входным валом, два центральных колеса, одно из которых соединено с корпусом посредством механизма свободного хода, а другое жестко смонтировано на выходном валу, сателлиты с эксцентрично расположенными на них грузами, установленные на осях в водиле и взаимодействующие с центральными колесами.
Недостатком этих вариаторов является то, что при работе в режиме полной нагрузки при постоянно заклиненном автологе инерционные силы от неуравновешенных грузов сателлитов дополнительно нагружают автолог и другие элементы вариатора, снижая надежность и долговечность вариатора и уменьшая его к.п.д. Неблагоприятным для работы вариатора является и режим бесступенчатого регулирования, Цель изобретения — повышение надежности и к. п. д. вариатора, а также расширение диапазона регулирования скорости. Для этого сателлиты выполнены двойными, один из сателлитов пары жестко установлен на оси, а другой (подвижный) — на оси с возможностью вращения и соединен с ней упругим элементом, выполненным, например, в виде спиральной пружины, эксцентричные грузы каждой пары расположены по одну сторону от оси.
Ось сателлита может быть снабжена диском с упругим упором, расположенным диаметрально противоположно эксцентричному грузу подвижного сателлита в плоскости вращения груза, что позволяет ограничить предель10 ную деформацию упругих элементов и угол поворота неуравновешенных грузов относительно друг друга, снижая потери энергии.
Груз подвижного сателлита может быть установлен на нем, с возможностью радиаль15 ного перемещения и поджат к диску пружиной, а диск снабжен радиальным фиксирующим груз вырезом, примыкающим к упругому упору, что позволяет задерживать грузы в положении, в котором они взаимно уравнове20 шивают друг друга, и сократить продолжительность работы вариатора в режиме бесступенчатого регулирования, увеличивая его к. п. д.
На фиг. 1 изображена кинематическая схе25 ма предлагаемого вариатора; на фиг. 2 диск с упругим упором.
Входный вал 1 соединен с водилам 2 планетарной передачи, водило содержит двойные сателлиты, находящиеся в зацеплении с дву30 мя центральными колесами, одно из которых
466357
3 соединено с корпусом вариатора посредством механизма 4 свободного хода (автолога), а другое 5 жестко смонтировано на выходном валу 6. Один из сателлитов 7 пары жестко установлен на оси 8, а другой 9 (подвижный) — на оси 8 с возможностью вращения и соединен с ней спиральной пружиной 10. На саттелитах 7 и 9 эксцентрично по одну сторону от оси 8 смонтированы грузы 11 и 12.
Ось 8 сателлитов может быть снабжена диском 13 с упругим упором 14, расположенным диаметрально противоположно эксцентричному грузу 11 подвижного сателлита 9 в плоскости вращения груза.
Груз 11 сателлита 9 может быть установлен на нем с возможностью радиального перемещения посредством рычага 15 и поджиматься к диску 13 пружиной 16. При этом диск 13 снабжен радиальным фиксирующим груз вырезом 17, примыкающим к упругому упору 14.
Вариатор работает следующим образом.
От входного вала 1 через водило 2 вращение передается сателлитам 9 и 7. Если нагрузка на выходном валу 6 небольшая, то грузы 11 и 12 сателлитов 9 и 7 находятся в одной плоскости, проходящей через ось сателлитов, а центробежные силы, действующие на грузы, создают момент сил, препятствующий вращению сателлитов на своей оси, вследствие чего передача работает в режиме динамической муфты, передавая крутящий момент и вращение на выходной вал 6 напрямую.
При увеличении нагрузки пружина 10 позволяет сателлиту 9 поворачиваться относительно сателлита 7, неуравновешенные грузы
11 и 12 расходятся на некоторый угол, частично уравновешивая друг друга. Увеличение нагрузки на валу 6 сопровождается уменьшением числа оборотов выходного вала 6. Дальнейшее увеличение нагрузки на выходном валу увеличивает величину закручивания пружины 10, и груз 11 доходит до упругого упора 14 диска 13. В этом положении груз 11 под действием пружины 16 попадает в фиксирующий вырез 17 и механизм работает при полностью уравновешенных грузах в режиме работы планетарной передачи.
Подбором жесткости пружины 16, глубины и углов направляющих выреза 17 обеспечивается задержка выхода груза 11 из взаимноуравновешенного состояния так, что при уменьшении нагрузки на выходном валу 6 обеспечивается переход с режима понижающей планетарной передачи в режим прямой передачи, сокращая неблагоприятный для автолога 4 и других деталей вариатора проме10 жуточный режим, при котором знакопеременный момент от вращающихся неуравновешенных грузов создает динамические нагрузки на детали в ар и атор а.
15 Предмет изобретения
1. Автоматический инерционный импульсный планетарный вариатор скорости, содержащий водило, соединенное с входным валом, два центральных колеса, одно из которых соеди20 нено с корпусом посредством механизма свободного хода, а другое жестко смонтировано на выходном валу, сателлиты с эксцентрично расположенными на них грузами, установленные на осях в водиле и взаимодействующие с
25 центральными колесами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и к.п.д. вариатора, а также расширения диапазона регулирования скорости, сателлиты выполнены двойными, один из сателлитов пары
Зп жестко установлен на оси, а другой (подвижный) — на оси с возможностью вращения и соединен с ней упругим элементом, выполненным, например, в виде спиральной пружины, эксцентричные грузы каждой пары располоЗ5 жены по одну сторону. от оси.
2. Вариатор по и. 1, отлич ающийся тем, что ось сателлитов снабжена диском с упругим упором, расположенным диаметрально противоположно эксцентричному грузу
4р подвижного сателлита в плоскости вращения груза.
3. Вариатор по п. 2, отличающийся тем, что груз подвижного сателлита установлен на нем с возможностью радиального пе45 ремещения и поджат к диску пружиной, а диск снабжен радиальным фиксирующим груз вырезом, примыкающим к упругому упору. Риг 1
Составитель Б. ВасиН
Техред 3. Тараненко
Редактор И. Бродская
Корректор Н. Стельмах
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1565/10 Изд. № 655 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретени% и открытий
Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4 5