Топливомер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii) 466390

ОПИСАЙИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.07.71 (21) 1685038, 18-10 (51) М. Кл. G 011 23 18

G ОИ 9/00 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.04.75. Бюллетень № 13 Дата опубликования описания 18.0б.75

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.128.6 (088.8)

681.121.88 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. М. Мехлис и Ю. Ф. Торгов (71) Заявитель (54) ТОЙЛИВОМЕР

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для измерения количества топлива на летательных аппаратах.

Известны топливомеры для измерения запаса топлива в каждом из нескольких топливных баков, а также суммарного количества топлива во всех баках, содержащие рычажно-поплавковые датчики объема топлива с потенциометрическим выходом в каждом из топливных баков, следящее устройство с коммутатором, усилителем, двигателем и потенциометром отработки. Однако отмечается низкая точность измерения весового количества топлива, обусловленная значительным температурным изменением плотности.

Предлагаемый топливомер снабжен делителем напряжения, датчик температуры включен в цепь питания параллельно соединенных выходных потенциометров датчиков и делителя напряжения, движки потенциометров через масштабные сопротивления и коммутатор подключены к одному входу усилителя и выходу потенциометра отработки, а средняя точка делителя напряжения соединена со вторым входом усилителя.

На чертеже изображена блок-схема топливомера.

Топливомер содержит рычажно-поплавко вые датчики объема топлива 1 с потенциометрическим выходом, преобразующие объем топлива в баке в угол поворота движка выходного потенциометра, отсчитывающего от его начального положения, соответствующего отсутствию измеряемого количества топлива. Начальное положение движка потенциометра не совпадает с его крайним положением для обеспечения необходимой зоны регулировки датчика. Выходные потенциометры датчиков

1ð обьема 1 соединены параллельно и включены в общую цепь питания последовательно с общим для всех баков датчиком температуры топлива 2, в качестве которого применен термометр сопротивления. Выходные потенцио15 метры датчиков объема 1 шунтируются делителем напряжения 3, соотношение плеч которого равно соответственно соотношению плеч выходного потенциометра каждого датчика объема топлива 1 при начальном положении его движка, и при необходимости шунтируются регулировочным резистором 4, которым производят термокомпенсацию. Движок выходного потенциометра каждого датчика объема 1 и средняя точка делителя напряжения 3 подключены к следящему устройству 5. Последнее служит для формирования показаний указателя топливомера и содержит масштабные сопротивления б, коммутатор 7, усилитель

8, двигатель 9 и потенциометр отработки 10, 30 Движок выходного потенциометра каждого

466390 датчика объема 1 через сопротивления 6 и коммутатор 7 подключен ко входу усилителя

8, управляющего двигателем 9. Движок потенциометра отработки 10 связан механически с валом двигателя 9 и стрелкой указателя топливомера, а электрически — через масштабное сопротивление 11 со входом усилителя 8, второй вход которого соединен со средней точкой делителя напряжения 3.

При измерении количества топлива в баке коммутатор 7 по запросу оператора подключает ко входу усилителя 8 выход соответствующего датчика объема 1. Отсутствие в баке топлива соответствует начальному положению движка выходного потенциометра датчика объема 1. При этом движок потенциометра отработки 10 следящего устройства 5 автоматически устанавливается в начальное положение.

При заполнении бака топливом движок выходного потенциометра датчика объема 1»еремещается на угол, пропорциональный объему топлива, а движок потенциометра отработки 10 следящего устройства 5 автоматически перемещается на угол, соответствующий весовому количеству топлива по шкале указателя.

При изменении температуры топлива изменяется его плотность. При этом изменяется объем топлива, залитого в бак, и, следовательно, угол поворота движка выходного потенциометра датчика объема 1. Однако напряжение на выходе датчика объема 1, отсчитываемое от уровня напряжения на выходе делителя напряжения 3, при изменении температуры топлива сохраняется постоянным, так как, благодаря включению датчика температуры 2 в цепь питания выходного потенциометра датчика объема 1, напряжение питания выходного потенциометра датчика объема 1 изменяется при этом пропорционально температурному изменению плотности топлива.

5 Таким образом, угол поворота движка выходного потенциометра каждого датчика объема 1, отсчитываемый от его начального положения, пропорционален измеряемому объему топлива, а напряжение питания потенциомет10 ров пропорционально плотности топлива. Поэтому выходное напряжение датчиков объема

1, отсчитываемое от средней точки делителя напряжения 3, определяется для данного сорта топлива только его весом.

Предмет изобретения

Топливомер для измерения количества топ20 лива в одном или нескольких баках, содержащий рычажно-поплавковые датчики с потенциометрическим выходом, датчик температуры и следящее устройство, включающее коммутатор, усилитель, электродвигатель и

25 потенциометр отработки, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности измерения весового количества топлива, он снабжен делителем напряжения, датчик температуры включен в цепь питания параллельно со30 единенных выходных потенциометров датчиков и делителя напряжения, движки потенциометров через масштабные сопротивления и коммутатор подключены к одному входу усилителя и выходу потенциометра отработки, а средÇ5 няя точка делителя напряжения соединена со вторым входом усилителя, 466390

Составитель В. Аксенов

Техред 3. Тараненко Корректор Л. Денисова

Редактор О. Филиппова

Типография, . Сапунова, 2

Заказ 1432/18 Изд. Ко 635 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Рау нская наб., д. 4/5