Способ контроля качества очистки топлив от адсорбционных смол

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 466452

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 04.06.73 (21) 1930374/23-4 с присоединением заявки М (32) Приоритет

Опубликовано 05.04,75. Бюллетень М 13

Дата опубликования описания 27.06.75 (51) М. Кл. 6 Oln 33/22

С 10g 25/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 543.0(088.8) (72) Аваоры пзобре (с пия

О. Э. Побойский и В. И. Применко

Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОЧИСТКИ ТОПЛИВ

ОТ АДСОРБЦИОННЫХ СМОЛ

Изобретение относится к способу контроля за очисткой светлых нефтепродуктов на адсорбционных колонках. Очистка на таких колонках все шире внедряется в промышленность, вытесняя устаревший способ очистки в ректификационных колонках. Адсорбционные колонки нашли применение, например, в нефтеперерабатывающей промышленности и широко используются в лабораторной научной практике.

Известен способ контроля качества очистки топлива от адсорбционных смол путем фильтрации топлива через адсорбционную колонку и анализа отбираемых проб, например, спектральным методом, Недостатками такого способа являются длительность анализов, удовлетворительная точность результатов анализов, невозможчость использования данных методов в системах автоматического контроля и регулирования.

С целью устранения указанных недостатков по предлагаемому способу замеряют потенциал и ток электризации отбираемых проб, по величине которых судят о степени очистки топлива.

Способ осуществляется следующим образом.

Топливо пропускают через адсорбционную колонку, заполненную силикагелем или цеолитом. На выходе из колонки отбирают пробу объемом 500 мл и загружают ее в резервуар для беспульсационной прокачки. Затем проталкивают ее через металлический трубопро5 вод, При этом замеряют потенциал и ток электризации. Наиболее низкие значения потенциала и тока электризации — у полностью очищенного от смол топлива, а максимальные — у товарного. По мере забивки адсорб10 ционной колонки. степень очистки снижается и соответственно растут ток и потенциал электризации. При полной забивке фильтра электризация топлива, прошедшего через адсорбционную колонку, равна электризации неочи15 щенного товарного топлива.

Предлагаемый способ контроля осуществляют в лабораторных условиях для топлива марок Т вЂ” 1, ТС вЂ” 1, Т вЂ” ?. Пример контроля эффективности работы колонки приведен для

20 топлива Т вЂ” 1.

Ниже приведены варианты испытаний образцов топлива.

Вариант 1, 25 Очистку топлива от смол проводят на колонке диаметром 25 мм с высотой набивки

450 мм. В качестве сорбента применяют

100 г силикагеля марки ЛСК. Очистку проводят в вакууме. По мере прохождения топлива е

30 через колонку последовательно отбирают 9

466452 проб объемом 0,5 л для испытания на электр из а цию.

Вариант 2.

Очистку топлива Т вЂ” 1 проводят в описанных выше условиях, но применяют 60 г силикагеля при высоте набивки 180 мм. На выходе из колонки также последовательно отбирают 9 проб объемом 0,5 л для испытаний на электризацию.

Электризацию отобранных образцов исследуют путем беспульсационной прокачки проб через трубопровод из нержавеющей стали диаметром 0,5 мм и длиной 1300 мм. Скорость прокачки — 4,8 м/сек. При этом потенциометром типа С вЂ” 150 измеряют потенциалы электризации, а электрометрическим усилителем марки VI — 6 — силу тока электризации.

Электризация неочищенного (товарного) топлива Т вЂ” 1 представлена в табл. 1.

Таблица 1

Потенциал электризации, Сила тока, а 10 — 10

15 Электризация 9 проб топлива, отобранных по первому варианту испытания, приведена в табл, 2. Электризация 9 проб топлива, отобранных по второму варианту испытаний, представлена в табл. 3.

Количество топлива, прошедшего через трубопровод, мл

300

4,4

4,4

4,4

2150

466452

CO

Сс

СО

С> сс

С>

° °

Ct мс !

° ° м! со

° ° м

С>

С>

° м

CO сс

М о х

ID м

Сс о !

С>

ВЧ

CO м

CO

° ° м !

Ю сс м !

С> м

° ° м м !

С> м

4 !

Сс со

° ° м

° °

° ° м м ! со

° с

Ю

A о

3» (Сс см

Э ° м с °

I мс м

С> 4н!

CO см 4с

CO Ф м

° ° м !

С>

Сс

° ° со

° Ч

CO м

С) CO м

С> см м !

Ю м!

34

Сс мс

° ф мс

CO м

CO м

С> м

С> см о ф ссс Р ! офэояоя о о о> ффБ фа7ф ффрН аа

O l оф ф

С>

С>

° с

N сО

CQ

Х а

Х

Ю к

О) ф х о

l ф

° ф д и о 1 ф о

cl 3."(а

O m e Cl C. "< < фд8эаоо фоцф ф о !- ф о О

И к

Ж

1 ф о о и о х

466452

Составитель Н. Богданова

Редактор 3. Горбунова Техред Е. Подурушина Корректор Л. Брахнина

Заказ 1434/12 Изд. № 658 Тираж 902 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Как видно из приведенных в табл. 2 и 3 данных, при испытаниях по первому варианту объем насадки подобран правильно и колонка работает эффективно, удерживая практически все адсорбционные смолы (в интервале испытаний). При испытаниях по второму варианту вследствие малого объема насадки эффективность работы колонки быстро падает, а на 8 образце происходит проскок смол.

Предмет изобретения

Способ контроля качества очистки топлив от адсорбционных смол путем фильтрации топлива через адсорбционную колонку и анализа отбираемых проб, отличающийся тем, что, с целью повышения точности анализа, замеряют потенциал и ток электризации отбираемых проб, по величине которых судят о степени очистки топлива.