Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СЕСО%ЗМЛЯ йЛГЕйт.-о :Ы;;ЧЕСКМ котана МВ

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союэ Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.04.71 (21) 1647711/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.04.75. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 24.06.75 (51) М. Кл. Н 02k 9/19

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.313.713 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. А. Дукштау, А. С. Орлов, Г. Б. Пинский, В. Д. Чувпило, Л. Н. Калачев, Л. А. Ганцева и Ю. А. Дегусаров (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известны конструкции статоров электрических машин, в частности гидрогенераторов, в которых охладительные элементы овального сечения заделаны в охладительный блок из хорошо проводящего тепло материала. В крайних пакетах магнитопровода статора имеются пазы, в которые и устанавливаются охладительные элементы, прилегающие к макгнитопроводу с торцов.

Однако такая конструкция трудоемка в изготовлении, трудно доступна при демонтаже в случае нарушения герметичности охладительного элемента, в результате чего снижается надежность статора. Кроме того, применение охладительных блоков увеличивает активную длину магнитопровода.

Предлагаемая конструкция свободна от указанных недостатков.

С целью упрощения конструкции и повышения надежности статора электрической машины в качестве охладительного элемента использована полая кольцевая шина, а пальцы нажим ной гребенки, стягивающей магнитопровод статора, выполнены с пазами, в которых размещена упомянутая шина.

Сущность изобретения поясняется чер ге>ком, на котором представлен продольный разрез части статора.

Статор включает в себя магнитопровод статора 1, который стягивается стяжными шпильками 2 и нажимными гребенками 3. В пальце

4 нажимной гребенки 3 имеется вырез, в котором располагается прямоугольная шина 5, по которой циркулирует охлаждающий агент.

Плотность контакта шины 5 к магнитопроводу

1 достигается болтом 6. Подача охлаждающего агента производится через шину 7.

В качестве охлаждающего агента может быть использована как техническая вода (в этом случае целесообразно шину подключить параллельно воздухоохладителям), так и дистиллят, циркулирующий по проводникам обмотки 8 статора. Шина 5 выполняется из антикоррозионного материала (например, меди, нержавеющей стали). Если статор 1 разъемный, то в каждом секторе устанавливаются две шины 5 — с обоих торцов статора. В гидрогенераторах число разъемов статора колеблется от 2 до 6. Таким образом, конструкция позволяет иметь не более 12 независимых охлаждающих элементов. Размеры шин 5 могут быть приняты достаточно большими, что позволяет, во-первых, выбрать достаточно толстые стенки самой шины 5, а, во-вторых, обеспечить большой расход воды, сохраняя нужный перепад давления воды. Этим обеспечивается надежность конструкции, Подача и слив воды осуществляется с помощью прива30 ренных отростков шин 7. При прессовке сер4G6507

Составитель С. Бражник

Техред Е. Подурушина Корректор И. Позняковская

Редактор В. Фельдман

Заказ 1509/11 Изд. № 638 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Т1шографпя, пр. Сапупсва, 2 дечника шины 5 нажимными пальцами 4 прижимаются к сердечнику крайних пакетов, благодаря чему достигается хороший тепловой контакт под пальцами 4. Кроме того, для обеспечения плотного контакта по всей длине шины 5 предусмотрены болты 6, которые ввинчиваются в нажимные гребенки 3 и притягивают шины 5 к крайним пакетам на участках между нажимными пальцами 4.

Таким образом, данная конструкция статора нетрудоемка в изготовлении, доступна при демонтаже в случае нарушения герметичности полой шины, а также повышает надежность статора в эксплуатации, обеспечивает сохранность лакового покрытия сегментов магнитопровода статора и исключает появление очагов местных нагревов магнитопровода.

Предмет изобретения

Статор электрической машины, содержащий магнитопровод с прилегающим к нему с торцов охладительным элементом, и нажимную гребенку с пальцами, отличающийся тем, 10 что, с целью его упрощения и повышения надежности, в качестве охладительного элемента использована полая кольцевая шина, а пальцы гребенки выполнены с пазами, в которых размещена упомянутая шина.