Трубогибочная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
I. ТРУБОГИВОЧНАЯ МАШИНА для гибки труб, преимущественно большогодиаметра, содержащая станину с установленгЕьйи на ней направляющими, устройством для трубы и центральным валом, на котором смонтированы гибочный механизм и барабаны, соединенные с приводом машины, отличающаяся тем, что, с целью повьппения качества и производительности .. гибки и упрощения конструкции, гибочный механизм выполнен в виде кривошипа с выдвижными и неподвижными упорами, боковые щеки которого соединены шарнирными рычагами с поворотнойзажимной скобой, смонтированной на оси, эксцентрично закрепленной в барабанах, при этом на внутренней тор-' цевой поверхности указанной скобы выполнены площадки для взаимодействия с упорами кривошипа, а на станине установлен механизм подъема и про-; дольного перемещения трубы, выполненный в виде самоходной каретки с установленной на ней'рамой,!имеющей возможность перемещения в вертикальной плоскости и снабженной зажимом для трубы.2. Трубогибочная машина по п.I, отличающаяся тем, что направляющее устройство выполнено в виде лотка, установленного с возможностью продольного перемещения на ползуне, смонтированном на винтах в подъемном суппорте, закрепленном на станине и соединенном с'истемой с привог дом суппорта и канатно-блочной стрелой с механизмом подъема и продольного перемещения трубы.1^Ф.»О5^ ел ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
7556 А (19) (И) (Я) 4 В 21 D 7 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЙЭФевехая ебластщщ шахах ех4аыетеха вш- Й я . Кууадюй (21) 1871266/25-27 (22) 16.01,73 (46) 30.10.87. Бюл. 1(- 40 (71) Всесоюзный проектно-конструкторский технологический институт атомного машиностроения и котлостроения (72) А.И. Сапожников и А.Я. Дик (53) 621.774.63.06(088.8) (54)(57) 1. ТРУБОГИБОЧНАЯ МАШИНА для гибки труб, преимущественно большого диаметра, содержащая станину с установлейными на ней направляющими, устройством для трубы и центральным валом, на котором смонтированы гибочный механизм и барабаны, соединенные с приводом машины, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повьппения качества и производительности .. гибки и упрощения конструкции, гибочный механизм выполнен ввиде кривошипа с выдвижными и неподвижными упорами, боковые щеки которого соединены шарнирными рычагами с поворотной зажимной скобой, смонтированной на оси, эксцентрично закрепленной в барабанах, при этом на внутренней торцевой поверхности указанной скобы выполнены площадки для взаимодействия с упорами кривошипа, а на станине установлен механизм подъема и про-. дольного перемещения трубы, выполненный в виде самоходной каретки с устаа новленной на ней рамой, имеющей возможность перемещения в вертикальной плоскости и снабженной зажимом для трубы.
2. Трубогибочная машина по н.l, отличающаяся тем, что направляющее устройство выполнено в виде лотка, установленного с вовмож- фу постыл продольного перемещения на ползуне, смонтированном на винтах в С подъемном суппорте, закрепленном иа станине и соединенном системой с приво-. Я дом суппорта и канатно-блочной стрелой. с механизмом подъема и продольного перемещения трубы. к3.467556
Настоящее изобретение относится к оборудованию для обработки металлов давлением и, в частности, к машинам для гибки труб преимущественно боль5 ших диаметров, применяемых в атомном машиностроении и котлостроении.
Известны конструкции машины для гибки труб больших диаметров, содержащие станину с установленными на ней направляющим устройством для трубы и центральным валом, на котором смонтированы гибочный механизм и барабаны, соединенные с приводом ма.шины. 15
Конструкция гибочного механизма в этих машинах достаточно сложна, а направляющее устройство не обеспечивает жесткости и надежности в работе эа счет отсутствия необходимой опор- 20 ной плоскости, что ухудшает качество гибки.
Кроме того отсутствуют устройства, позволяющие механизировать трудоемкий процесс гибки труб больших диа- 25 метров и повысить производительность машины.
Целью настоящего изобретения является создание такой конструкции машины, которая позволила бы повысить 30 качество и производительность гибки и упростить конструкцию машины.
Это достигается тем, что гибочный механизм выполнен в виде кривошипа с выдвижными и неподвижными упорами, боковые щеки которого соединены шарнирными рачагами с поворотной зажимной скобой, смонтированной на оси, эксцентрично закрепленной в барабанах, при этом на внутренней торцевой 40 поверхности указанной скобы выполнены площадки для взаимодействия с упорами кривошипа, а на станине установлен механизм подъема и продольного перемещения трубы, выполненный в виде 45 самоходной каретки с установленной на ней рамой, имеющей возможность перемещения в вертикальной плоскости и снабженной зажимом для трубы.
При этом направляющее устройство выполнено в виде лотка, установленно50 го с возможностью продольного перемещения на ползуне, монтированном на винтах в подъемном суппорте, закрепленном на станине и соединенном сис55 темой рычагов с приводом суппорта и канатно-блочной системой с механизмом подъема и продольного перемещения трубы.
На фиг,! представлен вид машины спереди; на фиг.2 — разрез машины по главной оси; на фиг.3 дана конструк— ция гибочного механизма; на фиг.4 конструкция кривошипа; на фиг.5 — кинематическая схема машины.
Трубогибочная машина включает в себя сварную станину 1, в,верхней части которой в опорах 2 подвижно смонтирован центральный вал 3. На центральном валу 3 по главной .оси машины установлен гибочный шаблон 4, а симметрично оси шаблона установлены гибочные барабаны 5 и блоки обратного хода 6, связанные соответственно тяговыми цепями 7 и канатами 8 со штоками гидроцилиндров 9 и 1О, укрепленных на станине. На левой цапфе вала 3 укреплены тормозные блоки ll, связанные при помощи канатов 12 со штоками гидроцилиндров 13, укрепленных сбоку на станине. На правой цапфе вала 3 укреплены противовес 14, механизм отсчета. угла 15, рычаг 16, взаимодействующий с верхним упором
17 при возврате гибочного шаблона в исходное положение. Гибочный шаблон
4 монтируется на валу 3 при помощи кривошипа 18, цапфы 19 которого через рычаги 20 шарнирно связаны с зажимной скобой 21 и со сменным башмаком 22.
В свою очередь, зажимная скоба 21 установлена на оси 23, эксцентрично закрепленной в барабанах 5.
В боковых щеках кривошипа 18 вмонтированы выдвижные упоры 24, которые позволяют фиксировать зажимную скобу
21 в положении ее наибольшего удаления от центрального вала. В нижней части станины выполнен жесткий упор
25, взаимодействующий с нижней частью зажимной скобы 21 при возврате гибочного шаблона в исходное положение.
В центральной части на станине смонтирован корпус 26, в направляющих которого подвижно установлен ползун
27, перемещающийся в вертикальной плоскости. В верхней части ползуна
27 в продольных горизонтальных направляющих установлена каретка. 28, несущая направляющий лоток 29. Снизу на каретке 28 укреплена зубчатая рейка 30, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 31 реверсивного привода перемещения каретки (на фиг. не показан).
Ползун 27 монтируется в вертикальных направляющих подъемного суппорта
467556
32, в котором подвижно укреплены гайки 33 с зубчатым венцом, приводимые во вращение при помощи шестерни 34 привода 35 ° Внутри гаек 33 установле- 5 ны винты 36, верхние концы которых жестко закреплены в ползуне 27, слу" жащие для регулировки высоты каретки
28 с лотком 29 при переналадке машины на другой радиус гиба. Подъемный суп- 10 порт 32 связан с корпусом 26 при помощи колено-распорных рычагов 37, устанавливаемых в рабочее положение (в распор) через кривошипно-шатунный механизм 38 от привода 39, служащих 1 15 для быстрого отвода и подвода направляющего лотка 29 с трубой 40 к ручью гибочного шаблона 4.
В задней части станины машины на 1 регулируемом ползуне (на фиг. не по" 20 казан) укреплен узел перемещения сменного дорна 41 и штанги 42. Узел перемещения дорна канатами 43 и 44 через блоки 45, 46 и 47 соединен соответственно с ползуном 27 и карет- 25 кой 48, а через блок 49 с рамкой 50, которая установлена на каретке 48 с возможностью перемещения в вертикальной плоскости.
Каретка 48 перемещается по станине 30 при помощи каната 51, соединенного с .4 приводом каретки (на фиг, не показано).
На рамке 50 смонтирован механизм зажима 52 трубы, включающий в себя опорный ролик 53, направляющую втулку, самозаклинивающийся эксцентрик
54, подвешенный к нижнему шарниру, двух рычажков 55 четырехэвенника, которые действуют как колено-распорные 40 рычаги, удерживаемые пружиной в исходном и рабочем положениях.
Такая конструкция механизма захвата обеспечивает автоматический захват и освобождение конца трубы 40 при 45 взаимодействии каретки 48 с неподвижным вилообразным упором 56, который, остановив ось среднего шарнира и сжимая пружину, выводит колено-распорные рычаги 55 и поднимает зксцентрик 54, отводя его от трубы.
Трубогибочная машина работает следующим образом. Заготовку трубы 40 . подъемно-транспортными средствами (на .фиг, не показано) заводят вумашину и надвигают на дорн 41.
Каретка 48 с механизмом зажима 52 установлена в крайнее правое положение. При дальнейшем движении трубы по дорну ее свободный конец устанавливается на втулку 54 и, воздействуя на рычаги механизма зажима, фиксируется эксцентриком 55, после чего каретка 48 автоматически включается и перемещает трубу до упора на лотке
29. В этот момент поступает команда на включение каретки 48 и труба занимает исходное положение перед гибкой.:
При этом второй конец трубы удерживается подъемно-транспортными средствами.
Включают привод 39 кривошипно-шатунного маханизма 38 и, устанавливая рычаги 37 в распор, поднимают суп.". порт 32 и ползун 27 с кареткой 28 и лотком 29 вверх. Одновременно каната-. ми 43 и 44 через систему блоков под-. нимается узел перемещения дорна 41 и рамка 50 с механизмом зажима 52 и, следовательно, труба 40, которая приходит в соприкосновение с ручьем гибочного шаблона 4. В этот же момент направляющий лоток догоняет трубу и подпирает ее снизу, обеспечивая установку в рабочем положении. Шестерня
31 отключается от привода перемещения лотка 29, обеспечивая последнему свободное перемещение совместно с трубой за счет .сил трения, возникающих при гибке.
Включением силовых гидроцилиндров 9 на рабочий ход осуществляют движение штоков с цепями 7 и поворот гибочных барабанов 5 с осью 23, на которой укреплена эажимная скоба 21.
Во время движения скобы 21 с башмаком 22 до взаимодействия с иэгибаемой трубой 40, тормозные блоки ll удерживают центральный вал 3 с гибочным шаблоном 4 в исходном положении, при котором рычаг 16 прижат к верхнему укору 17. В.момент: контакта башмака 22 с иоверхностью изгкбаемой трубы возникают силы, обеспечивающие самозажии трубы и качало гибочного процесса на заданный угол. Величина усилий самозажииа регулируется автоматически в зависимости от величины крутящего момента, определяемой механическими характеристиками изгибаемой трубы. В процессе гибки шаблон 4, начинает поворачиваться и наматывает трубу на профильный ручей, а прямая часть трубы совместно с направляющим
46755б лотком 29 перемещается в направлении гибки.
При достижении требуемого угла . гибки силовые гидроцилиндры 9 выключаются, включается гидроцилиндр, который, воздействуя" на штангу 42, выводит дорн 41 из зоны гибки. Включают, гидроцилиндры l0 на рабочий ход и отводят скобу 2l с башмаком 22 от изогнутой трубы до взаимодействия упоров 24 в момент, когда скоба достигла наибольшего удаления от вала 3
При этом гибочный шаблон 4 остается в положении окончания гибки за счет .тормозного действия блоков ll через контакты )2 и гидроцилиндры l3.
После разжима труба опирается на ручьи гибочного шаблона 4 и лотка 29, Включают привод 39 кривошипно-шатунного механизма 38 и устанавливают колено-распорные рычаги 37 в положе- . ние, показанное на фиг ° 2. При этом происходит опускание полэуна 27 и суппорта 32 с кареткой 28 и лотком
29, а также рамки 50 каретки 48 вместе с изогнутой трубой. В результате этого образуется зазор между трубой и ручьями гибочного шаблона 4. После этого согнутая труба удаляется из машины, а рабочие механизмы возвращаются в исходное положение для осуществления следующей гибки.
467556
Фие. 4
Фце.з
Редактор Н. Сильнягина Техред И.Попович
Корректор А. Обручар
Заказ 742 Тираж 731 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4