Погружной насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ
ИЗОБРЕТЕН И
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Союз Советских
Социалистических
Республик
) 468ОЗЭ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявленоо2.08.73 (21) 1954235/24
) М. Кл.
Р 04 Ь -47/06 с присоединением заявки №(32) Приоритет
Опубликовано 25.04.75и Бюллетень № (Дата опубликования описания
Государстеенный комитет
C0BBT& Министрав СССР па делам изобретений и открытий
) УДК 621.651 (088.8) (72) Автор изобретения
А. С. Говберг (71) Заявитель (54) ПОГРУЖНОЙ НАСОС
20
Изобретение относится к области машиностроения и касается погружных насосов для подъема жидкости из скважин.
Известны погружные насосы объемного типа с верхним расположением клапанов, установленные в обсадной трубе, снабженной в нижней части всасывающими перфорационными отверстиями и образующей в верхней части совместно с корпусом насоса кольцевой канал для прохода жидкости к клапанам, Однако при эксплуатации скважины в силу падения скорости потока при переходе из пласта в обсадную трубу в зоне перфорационных отверстий последней выпадают в осадок взвешенные в жидкости частицы.
Это приводит к образованию пробки и к снижению поступления жидкости в скважину.
11елью изобретения является исключение образования осадка и засорения перфорационных отверстий. Для этого насос снабжен в нижней части хвостовиком с центральныл1 каналом, имеющим выходы в зону упомянутого кольцевого канала, и установленной на хвостовике с возможностью ограниченного осевого перемещения манжетой в виде купола для отделения нижней части обсадной трубы от кольцевого канала, причем хвостовик соединен с трубкой, нижний конец которой расположен на уровне перфорациснных отверстий. Для уменьшения выпадания осадка в кольцевом зазоре площадь внутреннего отверстия трубки и центрального канала в хвостовике больше площади кольцевого канала на 10-15%.
На чертеже изображен предлагаемый насос, разрез.
В нижней части насос снабжен хвостовиком 1, в котором выполнен центральный канал 2, сообщенный каналами 3 с кольцевым каналом 4 между корпусом насоса и обсадной трубой 5. В верхней части и.: соса установлен клапанный узел 6. Хвостовик 2 соединен муфтой 7 с трубой 8, ниж. ний конец которой расположен на уровне перфорационных отверг тий 9 в обсадной трубе 5. На хвостовике 1 установлена с возможностью ограниченного осево о перемещения манжета 10 в виде купола. Ilàã468ОЭа нетательная труба; 11 служит для пода;и жидкости на поверхно ть.
Жидкость из пласта поступает через перфорационные отверстия 8 в обсадную трубу 5 и затем к нижнему концу колонны труб 8. По трубам 8, каналам 2, 3 и 4 жидкость поступает к клапанному узлу 6 на, соса и далее подается на поверхность по нагнетательной трубе 11. Манжета 10 перекрывает сечение обсадной трубы 5 и обеспечи- щ вает движение жидкости по трубам 8. По трубам 8 жидкость движется с большей скоростью, чем непосредственно по обсадной трубе 5. Это обеспечивает вынос взвешенных частиц на поверхность и предупрежда- И ет образование пробки в обсадной трубе 5 в зоне перфорационных отверстий 9.
Для уменьшения выпадания осадка в коль-. цевом зазоре 4 площадь внутреннего отверстия труб 8 и каналов 2 и 3 на 10-15% 20 больше площади кольцевого канала. 4.
При подъеме насоса на поверхность осевшие в кольцевом канале 4 механические примеси перемещают манжету 10 до упора в муфту 7,. большая их часть ссыпается в 25 освободившееся пространство между хвостсвиком 1 и манжетой 10 и извлекается на поверхность, а другая часть ссыпается в обсадную колону 5 через зазор между ней и уплотняющей поверхностью манжеты 10. 36
Предмет изобре1. Погружной насос,, например, объемно= го типа с верхним расположением клапанов, установленный в обсадной трубе, снабженной в " нижней части всасывающими перфорационными отверстиями и образующей в верхней части совместно с корпусом насоса кольцевой канал для прохода жидкости к клапанам, отличающийсятем, что, с целью исключения образования осадка и засорения перфорационных отверстий,. насос снабжен в нижней части хвое-овином с центральным каналом, имеющим в-.;лады в зону упомянутого кольцевого кан=-ла, и установленной на хвостовике с возможностью ограниченного осевого перемещения манжетой в виде опрокинутого стакана для отделения нижней части обсадной трубы от кольцевого канала, причем на хвостовике закреплена сообщенная с его центральным каналом трубка, нижний конец которой расположен на у овне перфорац- =,-;нь.::-.:. -а":.:сти й.
2,Насоспсл, 1., отлича ащ Г.тем что с ел ",,;"-,, еньшения вь цаца ния осадка в кольцевом зазоре, площадь внутреннего отверстия трубки и центрально— го канала в хвостовике больше площади кольцевого канала íà 10-15%„
Сосгиии!ель Р, 1 Т ысв.1 PÓ..ç èêñ>â 1 е;,!гет 1,р;уртгггко Корректор Л.стагтавгтва кк гор Кравггова
1!от!. № &5.
7 гС)
1 «! Ркик г1о,иписггое
llр ди1гггяггг<- «1!ггтега», Л1оскгга, Г 59, Бирегккоггскггя ииб, 24
11!!!1!11!И 1 осугггг!гстггенггого и ге и гегл (оьег к Мнггггстроь СССР
ll0 ггслгги изобретений и отк1гытий
Л1оскв<г, 11о03, ), Рггушския ггггб., 4