Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
0п 4690 l2
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 26.03.73 (21) 1898267/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.75. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 19.11.75 (5!) Л!. Кл. F 16d 7/06
Государственный комитет
Совета Министров CCCP по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Автор изобретения
Г. А. Ревякин (71) Заявитель
Красноярский политехнический институт (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано для надежного предохранения от перегрузок и колебаний механизмов вращения башенных юр анов.
Известна предохранительная муфта, содержащая концентрично расположенные ведомую полумуфту,и ведущую в виде полого вала, несущего сепаратор с телами качения, контактирующими с MIHQp(wpaHным участком полого вала и взаимодействующими при срабаты вании с канавушками ведомой полумуфты, внутри, которой установлен упругий цилиндр с отверстиями для тел качения. Внутри полого вала помещен демпфирующий элемент, выполненный в виде регулируемой пружинны сжатия, а на валу смонтирована,виконт-гайка, обеспечивающая перемещение вала,при срабатыва нии вдоль оси.
С целью увеличения падеж ности р а боты муфты и упрощения конструкции в предлагаемой муфте полый вал выполнен в оредней части с продольными прорезями.
На фиг. 1 показана предлагаемая муфта в продольном разрезе; на фиг. 2 — положение шариков в момент сцепления; на фиг.
3 — то же, в момент торможения или реверса; на фиг. 4 — то же, в момент срабатывания; на фиг. 5 — упругий вал с сепаратором ч шариками.
Ведомая полумуфта 1 имеет гладкую внутреннюю рабочую поверхность с кольцевыми канавками по числу, рядов тел качения (шарп ков) 2 в зависимости от величины переда5 ваемого момента.
Ведущая часть представляет полый упругий вал (торсион) 3 продольными прорезями на средней части. Жесткая свободная концевая часть полого вала имеет канавки 4 по
10 периметру, выполненные по радиусу, нижние образующие которых в поперечном сечении по периметру составляют многогранник.
Радиус канавок 4 несколько больше ради15 уса находящихся в них шариков 2 для предотвращения их заклинивания.
Расположение шариков 2 в канавке 4 позволяет увеличить площадь контакта шариков и тем самым увеличить нагрузочную спо20 собность муфты.
Шарики 2 расположены между цилиндрической поверхностью полумуфты 1 и поверхностью канавок 4 на конце упругого полого
25 вала 3 и заключены в сепаратор 5, жестко соединенный с концевой частью полого вала, выполненного с продольными прорезями в средней части и имеющего жесткость, зависящую от геометрических размеров продольных
30 про резей и от их количества.
469012
При работе меха низ»а вращение от редуктора передается через шлицевое соединение валу 3.
Заклиниваясь между внутренней гладкой поверхностью ведомой полумуфты 1 и поверхностью,ка навки 4 на конце полого вала 3, шарики 2 тем самым обеспечивают жесткое сцепление ведущей и ведомой полумуфт.
При реверсировании или торможении механизма и появлении разницы в угловых скоростях ведущей и ведомой полумуфт, упругий цилиндр 6, выполненный разь MiHbIM с отверстиями под тела, качения, отжимающимся к поверхно сти полуму фты 1 и контактирующим од но времен но с шариками 2, обеспечивает их заклиíHIBBH_#_e и работу муфты независимо от направления вращения и силового потока в ки нематичвской цепи. При увеличении крутящего момента до определен ной величины упругий полый вал за счет продольных прорезей, ажручиваясь, задает предельный ход его концевой части с ша риками 2 и сепаратором 5 в о севом нап равлении, достаточный для срабатывания муфты.
Шарики 2 .войдут при этом в кольцевые кана вки 4, находящиеся в зоне срабатывания, .в результате полый вал 3 дополнительно провер нется относительно ведомой полумуфты 1, увеличив тем самым угол заклинивания, но дальнейшего заклинивания не произойдет, так как боковой зазор между шариками 2 и окнами сепаратора 5 будет выбран.
5 Шарики 2 увлекутся сепаратором 5 во вращение, не заклиниваясь, и произойдет срабатывание .муфты.
Уменьшение колебаний конструкций крана при повороте и .предох ра нение их от поломок
10 при перегрузках за счет применения предлагаемой муфты в механизмах вращения крана улучшит условия работы машинисту кра на, особенно с шаpHHlpHblM, êðeïëetíèåì башни крана к пс варотной раме.
Предмет изобретения
Предох ра нительная муфта, содержащая концентрично расположенные ведомую полумуфту и ведущую в виде полого вала, несу20 щего сепаратор с телами качения, контактирующими с м ногогра н ным участком полого вала и взаимодействующими при срабатывании с канавками ведомой полумуфты; внутри которой установлен упругий цилийдр, отл и25 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и увеличения надежности работы муфты, полый вал выполнен в средней части с п родольными прорезями.
469012
Составитель О. Логвинова
Редактор Н. Суханова Техред Т. Миронова
Корректор Н. Стельмах
Заказ 3074/9 Изд. № 1388 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2