Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ п 4690 !3
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.07.73 (21) 1951178/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.75. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 14.07.75 (51) M. Кл. F 166 43/286
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.825.5 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения
В. М. Кочедыков (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский институт защиты почв от эрозии (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано для предохранения деталей машин от перегрузок и гашения ударных нагрузок в цепных передачах в механизмах землеройной и горнодобывающей техники.
Известна,предохранительная муфта, содержащая полый корпус, состоящий из двух разъем ных в осевом направлении половин в виде стаканов, днища которых имеют криволинейную поверхность. Внутри корпуса на валу установлен ротор, выполненный в виде диска с лопатками. В пространство между ротором и корпусом помещен псевдожпдкий материал (гранулированный металл — шарики с кремниевой или графитовой смазками).
При вращении ведущего вала, связанного с корпусом, происходит распределение гранулированной массы на периферии корпуса.
При этом ротор начинает вращаться за счет трения, действующего в основном в суженных пространствах между краями ротора и корпуса с постепенным возрастанием величины крутящего момента с ростом числа оборотов. Такие муфты хорошо работают в режиме достаточно BbIcOlKHx оборотов, когда псевдожи дкий материал равномерно распределяется по краям всей .полости и под действием центробежных сил прочно сцепляет ротор с корпусом муфты, ооеспечивая этим, передачу оптимального крутящего момента. В диапазоне малых оборотов и при значительном сопротивлении на валу ротора возможно интенсивное перемешиванпе псевдожидкого»атериала без вращения ротора, в результате чего механическая энергия расходуется на нагрев псевдожидкого материала за счет трения его между частями ротора и корпуса.
10 В этих случаях возможен выход пз строя устройства .в целом.
С целью по|вышения .нагрузочной способности и безударной передачи оп тимальных крутящих моментов на малых оборотах в предла15 гаемой муфте днища обоих стаканов имеют в сечении форму синхронных синусоид, каждая впадина которых разделена на камеры низкого и высокого давления лопаткой, установленной в радиальном пазу диска подвиж20 но в аксиальном направлении и выполненной прямоугольной, плотно прилегающей по периферии к стенкам и днищу стакана, при этом в корпусе имеется система каналов, снабженная перепускными клапанами и свя25 занная отверстиями с каждой камерой.
С целью восприятия удалых нагрузок с последующей плавной отдачей аккумулированной энергии удара рабочей среды,в каналах описываемой муфты установлены демп30 феры, выполненные из эластичного материа469013 ла в виде прлых камер кольцевой формы, заполненных воздухом под давлением.
На фиг. 1 изображена предохранительная муфта, частичный разрез; на фиг. 2 — развернутая схема гидравлических камер высо- 5 кого и низ1кого давлений с каналами.
Цилиндрический полый корпус 1 муфты состоит из двух половин в виде стаканов, днища которых имеют в сечении форму синхронных синусоид. Внутри корпуса 1 размещен 10 дисковый ротор 2 со вставленными .в его радиальные прорези лопатками 3 прямоугольной формы, плотно прилегающими по периферии к стенкам и днищу стака нов корпуса 1, а в центральной части — 1к прорезям ротора 2 и 15 уплотняющим подшипниковым втулкам 4, расположенным на ведущем валу 5 вместе с ротором 2. Между двумя .половинами корпуса 1 крепится приводная звездоч1ка 6 с отверстиями, объединя1ощ 1>1п кольцевые про- 20 точки в обеих половинах корпуса 1 с образованием кольцевых общих ка налов 7 и 8, которые cooOIIIBIoTñÿ со впадинами си нхронных синусоид днищ стаканов корпуса 1 группой каналов 9 и 10. Между собой общие кольцевые каналы 7 и 8 соединяются каналами 11
12 через перепускные регулировочные,клапаны 13 и 14. В кольцевые ка налы 7 и 8 вставлены резино-:пневматические кольцевые демпферы 15 и 16, вы полненные z виде полых ка- З0 мер кольцевой формы из эласти>ного материала с внутренней полость!о, заполненной воздухом под давлением, как для гашения ударных нагрузок, так и для уплотнения корпуса 1. Каждая впадина синхронных сину- 35 соид на днищах стаканов корпуса 1 делится входящими в них лопатками 3 на две камеры
I>IcoI;ohio 17 и низ1кого 18 давления.
Во врем!! передачи крутящего момспта ротор 2 с лопатками 3 стремится повсрнут1ся 40
ОтноcHTPJIbf!o ко",>1!уса 1 с0 звсздо !кои 6, уменьшая объем камер 17, где создается ь связи с этим гидроотатичеакое давление (жидкостный клин), действующее на лопатки
3 и встречные им гребни, заставляя двигать- 45 ся (вращаться) корпус 1 в том же направлении, что и ротор 2 с лопаткам; 3. Прп этом в полостях за лопатками 3 вози!1 кает в камерах 18 пониженное давление, что также способствует передаче крутящего момента i3 50 направлении вращения ротора 2 с лопатками
3. Безударное начало движения и сгла>кивание при работе муфты случайных и IIpIIcyIIf»x условиям .работы пульсирующих ударных нагрузок осуществляется за счет размещенных в кольцевых каналах 7 и 8 резино-пневматических демпферов 15 и 16, которые, уменьшаясь в объеме под дей1ствием резко нарастающих давлений жидкости, хорошо вос1при нимают мгновенную энергию удара, аккумулируя ее и сравнительно плавно в последующем возвращая в виде энергии упругих колебаний. При возникновении на звездочке 6 нагрузки, .превышающей пределыную, давление жидкости в камерах 17 высокого давления и кольцевом канале 7 достигает значения, при котором открывается регули1руемый перегускной клапан 13, и жидкость перетекает в кольцевой канал 8, а затем через сверления в корпусе — в камеры 18 низ1кого давления, позволяя свободно провернуться ротору 2 с лопатками 3 относительно,корпу"са 1.
Такое устройство способно защищать кинематическую цепь и рабочие органы не только от перегрузок, но и от частых ударных нагрузок и крутильных 1колеба1ний.
Предмет изобретения
1. Предохрани тельная муфта, содержащая полый ко рпус, заполненный рабочей средой и состоящий из двух разъемных в осевом направлении половин в виде стаканов, днища которых имеют криволинейную поверхность, и ротор, установленный на валу внутри корпуса и вы1полненный в виде диска с лопаткамн, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и безударной передачи оптимальных крутящих моментов на малых оборотах, днища обоих стаканов имеют в сечении форму синхронных синусоид, 1каждая,впадина которых разделена на камеры низкого и высокого давления лопаткой, установленной в радиальном пазу диска подвижно в осевом направлении и выполненной прямоугольной, плотно прилегающей по периферии к стенкам и днищу стакана, при этом в корпусе имеется система каналов, снабженная перепускными клапанами и связанная отверстиями с каждой камерой.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью восприятия ударных нагрузок с последующей плавной отдачей аккумулированной энергии удара рабочей среде, в каналах установлены демпферы, вы1полненные из эластичного материала в виде полых, камер кольцевой формы, заполненных воздухом под давлением.
469013
7В сти г.
Составитель О. Логвинова
Техред Т. Миронова Корректор Н. Стельл1ах
Редактор В. Дибобес
Типография пр. Сапунова, 2
"- :ÿ.êz", 1;53 15 Изд. ¹ 1388 Тираж 869 Подписное
Ц1-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
r.0 делам изобретений и открытий
Мссква,, К-35, Ратшская наб., д. 4 5