Стабилизатор напряжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

01) 470 045

Союз Советских

Социалистических

Реслтблик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.10.72 (21) 1838358/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.05.75. Бюллетень ¹ 17

Дата опубликования описания 11.08.75 (51) М. Кл, Н 02m 3/14

G 05f 1/56

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.316.722.1 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. К. Зайцевский (71) Заявитель (54) СТАБИЛ ИЗАТОР

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться как вторичный источник питания преимущественно в аппаратуре с низким напряжением питания, например, для питания твердотельных модулей.

Известны стабилизаторы напряжения, содержащие силовой трансформатор, выпрямитель на транзисторах, балластный элемент и регулирующий элемент, включенный параллельно выходным клеммам.

Недостаток известных стабилизаторов заключается в большой мощности, рассеиваемой на транзисторах выпрямителя и, соответственно, в низком к.п.д. устройства. Причина этого — нелинейность вольт-амперной характеристики транзистора в диодном включении.

Эту нелинейность можно учесть, представив транзистор в диодном включении в виде идеального вентиля, источника противо-э.д.с. и динамического сопротивления. Динамическое сопротивление используется и не снижает к.п.д., поэтому. величина его не имеет существенного значения. Снижение к.п.д. обусловливается наличием противо-э.д.с. и оно тем больше, чем больше противо-э.д.с.

Цель изобретения — -повысить к.п.д. стабилизатора.

Эта цель достигается тем, что балластный элемент выполнен из резисторов, через которые базы и коллекторы транзисторов выпрямителя подключены к выходной клемме, не соединенной с общей шиной.

Принципиальная схема стабилизатора напряжения представлена на чертеже.

5 Стабилизатор напряжения состоит из c»лового трансформатора Тр, выпрямителя В на транзисторах Т,, Т, ..., Т;-, балластного элемента БЭ из резисторов R,n Roi, Кз, Рва, R;i, R;»- и регулирующего элемента РЭ. Об10 щая точка вторичных обмоток трансформатора соединена с одной пз выходных клемм стабилизатора, т. с. является общей шиной стабилизатора. Второй вывод каждой из вторичHbIx обмоток соединен с эмиттером соответст15 вующего транзистора, к коллектору которого подключен гасящий резистор, а к базе — базовый. Все гасящие и базовые резисторы соединены со второй выходной клеммой стабилизатора. Регулирующий элемент РЭ включен па20 раллельно выходным клеммам.

Гасящие резисторы могут быть установлены и в цепях эмпттеров транзисторов, если они работают в инверсном включении. В этом случае их коллекторы (корпуса) соединены, и

25 транзисторы можно установить на общий радиатор, что позволяет упростить конструкцию стабилизатора. В инверсном включении можно использовать высокочастотные транзисторы, для которых обратное напряжение база—

30 эмиттер ограничено.

470045

Предмет изобретения! а

Составитель С. Ситко

Техред T. Миронова

Корректор Н. Лебедева

Редактор В. Фельдман

За. .аз 1921 1) Изд. № 690 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Стабилизатор работает следующим образом.

При изменении тока нагрузки или входного напряжения ток через регулирующий элемент

РЭ меняется так, что падение напряжения на сопротивлении балластного элемента БЭ компенсирует эти воздействия.

В интервалах проводимости обеспечивается насщение транзисторов, которые в насыщенном состоянии характеризуются малой велипгной эквивалентной противо-э.д.с. Это приводит к увеличению к.п.д. стабилизатора.

Стабилизатор напряжения, содержащий силовой трансформатор, выпрямитель на тран5 зисторах, балластный элемент и регулирующий элемент, включенный параллельно выходным клеммам, отличающийся тем, что, с целью повышения к.п.д., балластный .:.лемент выполнен из резисторов, через кото10 рыс базы и коллекторы транзисторов выпрямителя подключены к выходной клемме, е соединенной с общей шиной.