Устройство для автоматической регулировки зазора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П ИСАЙ Й Й

ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii) 470123

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61) Зависимый от патента (22) Заявлено 15.03.67 (21) 1140607/27-11 (51) М. Кл. F 16(1 65/52 (32) Приоритет 15.03.66 (31) 11208/66;

19819/66 (33) Англия

Опубликовано 05.05.75. Бюллетень № 17

Государственный комитет

Совета .Министров СССР пв делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.592 (088.8) Дата опубликования описания 28.07.75 (72) Авторы изобретения

Иностранцы

Герман Ганс Хеиик и Ганс Альберт Беллер (ФРГ) Иностранная фирма

«Джерлинг Лимитед» (Англия) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ

ЗАЗОРА

Изобретение относится к устройствам для автоматической регулировки зазора, преимущественно в гидравлическом автомобильном дисковом тормозе с дополнительным механическим приводом.

Известны устройства для автоматической регулировки зазора в гидравлическом автомобильном дисковом тормозе с дополнительным механическим приводом, содержащие упорный элемент, поршни гидравлического цилиндра и линейный храповой механизм, выполненный в виде кольцевой собачки и рейки.

Недостатком существующих устройств является недостаточно надежная фиксация зубьев храпового механизма при включении дополнительного механического привода.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что наружная поверхность собачки, удаленная от механического привода, имеет наклонный участок, которым она взаимодействует с внутренней наклонной поверхностью упорного элемента. Это повышает надежность действия тормоза.

Собачка может быть выполнена в виде гильзы с продольными вырезами, образующими упругие лепестки, взаимодействующие с равнорасположенными по окружности рейки продольными участками с зубьями.

Рейку храпового механизма целесообразно жестко связать с поршнем гидравлического цилиндра, а упорный элемент выполнить полым.

Зубья рейки могут быть расположены на внутренней цилиндрической поверхности пор5 шня гидравлического привода, а упорный элемент может быть выполнен в виде установленного внутри собачки стержня с головкой, имеющей наружную наклонную поверхность.

На фиг. 1 изображен регулятор зазора в

10 гидравлическом дисковом тормозе, продольный разрез; на фиг. 2 — зубчатая рейка, поперечный разрез; на фиг. 3 — собачка с внутренними зубьями, поперечный разрез; на фиг, 4— собачка с внутренними зубьями, продольный

15 разрез; на фиг. 5 — профиль зубьев собачки; на фиг. 6 — регулятор гидравлического дискового тормоза, зубья рейки которого расположены на внутренней цилиндрической поверхности поршня гидравлического привода тор20 моза, продольный разрез; на фиг. 7 — собачка с наружными зубьями.

Устройство для автоматического регулирования зазора встроено в гидравлический дисковый тормоз, состоящий из неподвижного

25 корпуса 1, на котором установлена скоба 2, перемещающаяся в поперечном направлении относительно тормозного диска (не изображен). В цилиндре 3 корпуса установлены перемещающиеся в противоположных направле30 виях поршни 4 и 5. На поршне 4 закреплена

470!23

65

3 ормозная колодка 6 прямого действия, а реактивная тормозная колодка 7 установлена на скобе 2. H,ïîðøíå 6 подвижно установлен упорный элемент 8, имеющий закраину 9. востовик 10 упорного элемента взаимодействует с помощью толкателя 11 с кулачком

12, установленным в поперечном отверстии 13 поршня о. К кулачку прикреплен рычаг 14 вспомогательного механического привода, например, ручного или другого тормоза,,используемого для остановки или аварийного торможения. Внутри упорного элемента установлен храповой механизм, состоящий из зубчатой рейки 16 и сооачки 16. I îëîâêà 1/ рейки жестко связана с поршнем 4. На упорном элементе установлена пружина 18, расположенная между фланцем стакана 19, закрепленного в поршне,э, и кольцом 20, установленным на упорном элементе. В этом же поршне установлена чашка 21, выступ 22, который входит в выемку упорного элемента, фиксируя чашку в определенном положении.

Зуочатая рейка выполнена с четырьмя равнорасположенными по окружности ее попереч,ного сечения зубчатыми участками 23, разделенными выемками 24, а собачка — в виде гильзы с продольными вырезами 25, разделяющими ее соответственно:на четыре равнор асположенных по окружности лепестка 26.

На внутренних поверхностях лепестков, прилегающих к концу гильзы, удаленному от механического привода, выполнены зубья 27, находящиеся в зацеплении с зубьями участков 23 рейки. Снаружи гильза имеет наклонные участки 28, расположенные напротив зубьев 27. Участки 28 взаимодействуют с внутренней наклонной поверхностью 29 упорного элемента. Зубья собачки имеют трапецеидальный профиль, причем их перпендикулярные участки 30 служат для,передачи упора на соответствующие плоскости зубьев рейки. Находящиеся с противоположных сторон наклонные участки 31 допускают взаимное перемещение зубьев рейки и собачки. Зубчатые участки рейки могут быть расположены на внутренней цилиндрической поверхности поршня 4 (фиг. 6). При этом собачка 32 выполнена в виде гильзы с продольными вырезами

33, образующими два равнорасположенных по окружности лепестка 34. На наружных поверхностях лепестков собачек расположены зубья 35, находящиеся в зацеплении с зубьями .поршня. Наклонные поверхности 36 расположены с внутренней стороны собачки и взаимодействуют с наружными наклонными поверхностями,,расположенными на головке стержня упругого элемента. Закраина упорного элемента прикреплена к нему штифтом.

Устройство работает следующим образом.

При торможении посредством подачи жидкости под давлением в полость между поршнями 4 и 5, эти. поршни раздвигаются и прижимают колодки 6 и 7 к диску. Нормальное относительное перемещение поршней 4 и 5 является меньшим, чем сумма зазора между

15 0

ЗО

55 собачкой 16 и закраиной и шага зуоьев храпового механизма. При этом не требуется никакого регулирования. Если появляется увеличенное относительное перемещение поршней из-за износа накладок колодок, то рейка 15 перемещается влево, настолько, что ступенчато выдвигается относительно собачки, чем доспп ается автоматическая регулировка положения поршня 4. При снятии тормозного давления поршни не будут перемещаться по на равлению друг к другу. В случае применения дополнительного механического привода гормозное усилие передается поршням через храповой механизм посредством кулачка 12,и зубьев храпового механизма. Таким образом, когда упорный элемент 8 передает усилие через зубья храпового механизма к поршню 4, оно действует через .наклонные поверхности

29 упорного элемента на наклонные участки

28 собачки. При этом реакция на этих поверхностях дает составляющую усилия, направленную внутрь, которая воздействует на зубья лепестков собачки, вводя их в надежное зацепление с зубьями рейки,и устраняя возможность проскальзывания зубьев храпового механизма. Когда требуется переналадить регулятор при замене изношенных колодок новыми, то поршень 4 следует повернуть на угол

46", чтобы вывести зубья рейки из зацепления с зубьями 27 собачки. Поршень 4 должен быть отведен внутрь для уменьшения длины храпового механизма до минимальной, перед установкой новой колодки 6.

При выполнении регулятора так, как это изображено на фиг. 6 и 7, для введения собачки с зубчатой рейкой поршень должен быть повернут на угол 90 .

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматической регулировки зазора в гидравлическом дисковом тормозе с дополнительным .механическим приводом, содержащее упорный элемент, поршни гидравлического цилиндра и линейный храповой механизм, выполненный в виде кольцевой собачки и рейки, отл,ичающееся тем, что, с целью повышения надежности действия тормоза,:наружная поверхность собачки, удаленная от механического привода, имеет .наклонный участок, которым она взаимодействует с внутренней наклонной поверхностью упорного элемента.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что собачка выполнена в виде гильзы с продольными вырезами, образующими упругие лепестки, взаимодействующие с равнорасположенными по окружности рейки храпового механизма продольными участками с зубьями.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что рейка храпового механизма жестко связана с поршнем гидравлического цилиндра, а упорный элемент выполнен полым.

470123

4. Устройство по пп, 1 — 3, отл и ч а ю ще еся тем, что зубья рейки расположены на внутренней пилиндрической поверхности поршня гидравлического привода, а упорный элемент выполнен в виде установленного внутри собачки стержня с головкой, имеющей. наружную наклонную поверхность.

470123

Стиг 7

Составитель С. Круглов

Техред Е. Подурушина

Корректор Л. Орлова

Редактор С. Титова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1851/14 Изд. ¹ 697 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5