Предохранительная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i) 470672
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.08.73 (21) 1952387/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл. F 16d 7/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР
53) УДК 621.825.5 (088.8) Опубликовано 15.05.75. Вюллетень ¹ 18 и открытий
Дата опубликования описания 16.10.75 (72) Авторы изобретения Л. А. Яремчук, В. С. Володарский, А. И. Шендеров, Я. М. Шмерлин и А. В. Вакуленко (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области общего машиностроения.
Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные фрикционными дисками, и пневматическую систему для их сжатия.
Недостатком известных муфт является низкая точность срабатывания в приводах строительных и дорожных машин из-за больших колебаний коэффициента трения дисков муфт сухого трения, работающих на открытом воздухе.
Цель изобретения — повышение точности срабатывания муфты.
Для этого в предлагаемой муфте ведомая полумуфта снабжена срабатывающим устройством, выполненным в виде втулки, смонтированной на ведомом валу и имеющей радиально закрепленные плоские пружины, свободные концы которых установлены на ведомой полумуфте, несущей клапан управления и взаимодействующий с ним рычаг, связанный с втулкой.
С целью исключения колебаний муфты при срабатывании на втулке смонтирован диск с расположенными по окружности штырями, каждый из которых связан с пружиной.
С целью регулирования предельного момента на штырях диска установлены сменные втулки.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по b — b на фиг. 1 (а — положение золотника в рабочем положении, сжатый воздух подается под поршень, б) — положение золотника при срабатывании муфты, полость поршня сообщается с атмосферой).
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, соединенную дисками 2 трения с ведомои полумуфтой 3, связанной с ведомым валом 4 через срабатывающее устройство, состоящее из втулки 5 с закрепленными на ней плоскими пружинами 6 и клапана 7 управления пневматической системой, через который подается сжатый воздух от воздуховодов 8 под поршень
9, сжимающий диск 2 трения. Втулка 5 закреплена на валу 4. Клапан 7 управления установлен на ведомой полумуфте 3 и связан через рычаг 10 с втулкой 5, на которой закреплен диск ll, имеющий штыри 12 и втулки 13, деформирующие плоские пружины на величину, соответствующую предельному моменту муфты.
Втулки могут быть сменными или эксцентриковыми.
При вращении ведущей полумуфты 1 крутящий момент передается на ведомую полумуфту 3 через диски 2 трения, сжатые возду30 хом, который подается через воздуховоды 8 и клапан 7 под поршень 9. Ведомая полумуф479672
3 та через пружины 6 и втулку 5 вращает ведомый вал 4.
При передаче крутящего момента, меньше предельного ведомая полумуфта 3 не проскальзывает относительно полумуфты 1 по дискам трения и вращается с втулкой 5 с пружинами 6 как одно целое, так как пружины предварительно деформированы штырями 12 и втулками 13, закрепленными на диске 11 втулки 5 на величину, соответствующую предельному моменту.
При возрастании момента сопротивления на ведомом валу 4 выше предельного происходит поворот ведомой полумуфты 3 и втулки 5 одна относительно другой (в направлении, указанном стрелками В и 1), пружины 6 изгибаются сильнее, рычаг 10 поворачивается и перемещает золотник клапана 7, который сообщает полость поршня 9 с атмосферой. Давление под поршнем 9 падает, усилие сжатия дисков 2 уменьшается, и они начинают проскальзывать. Полумуфта 1 проворачивается относительно полумуты 3 без передачи момента. Пружины 6 распрямляются, поворачивают ведомую полумуфту 3 и втулку 5 в исходное положение, рычаг 10 поворачивается и возвращает золотник клапана 7 в исходное положение. Полость поршня 9 отсекается от атмосферы, под поршень подается сжатый воздух через воздуховоды 8 и клапан 7. Давление воздуха под поршнем 9 растет, усилие сжатия дисков 2 увеличивается, диски перестают проскальзывать и передают крутящий момент от ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 3. Так как усилие сжития дисков пневмосистемвй может быть как угодно велико, а при сбросе давления клапаном может падать практически до нуля, то момент срабатывания муфты не зависит от коэффициента трения дисков, а зависит главным образом от точности настройки клапана и упругой характеристики пружин, которые практически независимы от внешних условий.
Предмет изобретения
1. Предохранительная фрикционная муфта, содержащая концентрично установленные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные
15 фрикцианными дисками, и пневматическую систему для их сжатия, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности срабатывания, ведомая полумуфта снабжена срабатывающим устройством, выполненным в ви20 де втулки, смонтированной на ведомом валу и имеющей радиально закрепленные плоские пружины, свободные концы которых установлены на ведомой полумуфте, несущей клапан управления и взаимодействующий с ним ры25 чаг, связанный с втулкой.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью исключения ее колебания при срабатывании, на втулке смонтирован диск с расположенными по окружности штырями, 30 каждый из которых связан с пружиной.
3. Муфта по пп. 1 и 2, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью регулировки предельного момента, на штырях диска установлены сменные втулки.
470672
1поршню а) It поршяо
Фиг. 8
Составитель О. Логвинова
Редактор Л. Василькова Текред 3. Тараненко Корректор Т. Гревцова
Заказ 2824/9 Изд. № 1461 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 415
Типография, пр. Сапунова, 2
Сжать и 8падух пткптщсспра
Сжать и
Воздух orr. комаре."сора, Заимова"Роу