Центробежная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН

И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

"(ii) 470676

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.03.73 (21) 1891098/25-27 с присоединением заявки ¹ ! (32) Приоритет (51) М. Кл. F 16d 43/18

F 16d 13/18

Государственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретенир и открытий

Опубликовано 15.05.75. Бюллетень ¹ 18

Дата опубликования описания 11.09.75 (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Автор изобретения

В. И. Деханов (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в агрегатах, обладающих большим моментом инерции, например в центробежных сепараторах и центрифугах.

Известна центробежная фрикционная муфта, содержащая наружную ведомую полумуфту и установленную внутри нее ведущую полумуфту, несущую центробежные колодки с торцовыми упорами, взаимодействующими с внутренней поверхностью конусной чаши управляющего элемента, установленного на ведущем валу с возможностью осевого перемещения.

При сдвиге управляющего элемента в сторону муфты его внутренняя поверхность, контактируя с торцовыми упорами колодок, отжимает последние от ведомой полумуфты.

При разгоне и останове ведомого вала колодки скользят по внутренней поверхности ведомой полумуфты с большими скоростями, при этом трущиеся поверхности сильно нагреваются.

В предлагаемой муфте для обеспечения охлаждения трущихся поверхностей управляющий элемент соединен с валом, преимущественно с помощью шлицев, а конусная чаша образована лопастями, каждая из которых развернута относительно своей образующей.

На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта, поперечный разрез; на фиг. 2 — центробежная колодка; на фиг. 3 — управляющий элемент.

5 Предлагаемая муфта содержит наружную ведомую муфту, выполненную в виде бандажа 1, закрепленного, например, на горизонтальном валу 2 центробежного сепаратора, и ведущую полумуфту 3, посаженную на валу

10 электродвигателя 4. На ведущей полумуфте установлены пальцы 5, осп которых napaëлельны оси вращения ведущей полумуфты и бандажа. На этих пальцах шарнирно закреплены центробежные колодки 6 с фрикцпонны15 ми накладками 7. На торцовой поверхности свободных концов каждой из колодок (фпг. 2) жестко закреплены упоры 8. На ведущем валу или на ступице ведущей полумуфты, жестко соединенной с ведущим валом, с возмож20 ностью относительного осевого перемещения, например, с пбмощью шлпцсвого соединения установлен управляющий элемент 9. Последний снабжен лопастями 10, которые развернуты относительно своих образующих и обра25 зуют конусную чашу 11. При перемещении управляющего элемента в осевом направлении внутренняя конусная поверхность каждой лопасти вступает в контакт с упором колодки.

На ведущей полумуфте расположена пружина

30 12 и упор 13, который может быть установлен как на валу электродвигателя, так и на самой втулке, Муфта работает следующим образом, При включении электродвигателя 4 колодки

6 под действием центробежной силы прижимаются к бандажу и постепенно за счет сил трения, возникающих между фрикционной накладкой 7 и внутренней поверхностью бандажа 1, разгоняют ведомый вал, например вал сепаратора, до синхронного с валом электродвигателя числа оборотов. При этом пружина 12 удерживает элемент 9 в крайнем дальнем относительно упоров 8 положении, причем упоры не соприкасаются с внутренней поверхностью конусной чаши 11.

В случае обычного торможения сначала выключают электродвигатель 4, а затем включают тормоз, которым снабжен привод сепаратора.

В случае экстренного торможения (особенно когда по каким-либо причинам невозможно отключить электродвигатель при помощи любого известного устройства) перемещают управляющий элемент 9 до соприкосновения внутренней конусной поверхности лопастей с упорами, которые при дальнейшем перемещении управляющего элемента 9 отжинают колодки 6 от внутренней поверхности бандажа, расцепляя тем самым ведомую и ведущую полумуфты.

После этого производят включение тормозного устройства, которое затормаживает ведомые части сепаратора.

Поскольку ведущая полумуфта при включении электродвигателя сразу же вращается с рабочим числом оборотов, то в период разгона на внутренней поверхности бандажа вследствие больших скоростей скольжения выделяется значительное количество тепла, которое заметно снижается благодаря тому, <0 что управляющий элемент играет роль вентилятора. Вращаясь совместно с ведущим валом и с его скоростью, лопасти управляющего элемента обдувают трущиеся поверхности колодок и бандажа.

Предмет изобретения

Центробежная фрикционная муфта, содержащая наружную ведомую полумуфту и ус20 тановленную внутри нее ведущую полумуфту, несущую центробежные колодки с торцовыми упорами, взаимодействующими с внутренней поверхностью конусной чаши управляющего элемента, установленного на ведущем валу с

25 возможностью осевого перемещения, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения охлаждения трущихся поверхностей, управляющий элемент соединен с валом, преимущественно с помощью шлицев, а конусная ча30 ша образована лопастями, каждая из которых развернута относительно своей образующей, 470676

Составитель И. Антипова

Техред 3. Тараненко

Корректор И. Стельмах

Редактор Л. Василькова

Заказ 2217/1 Изд. № 1525 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, 1заушская наб., д. 4,5

Типография, пр. Сапунова, 2