Устройство для крепления съемных лопастей гребных винтов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(II! 47I244
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.04.72 (21) 1773352/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 25.05.75. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 02.09.75 (51) М. Кл. В 63h 1/20
В 63h 3/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.1.037.3. .002.54 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. И. Зауралов, В. П. Кирин и А. А, Губарь (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СЪЕМНЫХ ЛОПАСТЕЙ
ГРЕБНЫХ ВИНТОВ
Устройство относится к судостроению, а именно к конструкции крепления съемных лопастей в ступице гребных винтов.
Известны устройства для крепления съемных лопастей гребных винтов, содержащие 5 навернутую на хвостовик комля лопасти нажимную конусную гайку, а также стопорну1о шайбу под корпусной гайкой.
Такое крепление лопасти недостаточно надежно, так как обжим хвостовика комля лопасти происходит неравномерно по его длине.
Кроме этого в таких устройствах не исключены ошибки при установке лопасти относительно оси ступицы, в результате чего ухудшаются гидродинамические показатели гребного винта, появляются вибрации и дополнительные нагрузки на гребной вал и привод.
Цель изобретения — повышение надежности закрепления лопасти.
Достигается это тем, что нажимная гайка выполнена составной, например, из двух половин, а нижняя часть хвостовика комля лопасти .выполнена в форме многогранника, при этом в гнезде ступицы винта сделано многогранное отверстие, с которым сопрягается многогранник хвостовика.
На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.
Хвостовик комля лопасти 1 имеет конусную часть 2 и нижнюю часть 3, выполненную в форме многогранника, положение сторон которого определяет угол поворота лопасти относительно оси ступицы 4 и гребного винта.
Нижняя часть 3 хвостовпка сопрягается с соответствующим ей по профилю отверстием 5 в гнезде ступицы 4.
На конусную часть 2 хвостовика комля лопасти 1 навертывается ажимная конусная гайка 6, выполненная из двух половин. На ее опорной поверхности 7 выполнены радиальные пазы 8 для взаимодействия с отогнутой частью cioIIopiloii шайбы 9, посаженной на нижнюю часть 3 хвостовпка комля лопасти под гайкой 6. Для удобства стопорснпя гайки 6 в каждом гнезде с!уi! IlöLI 4 выпог1псц паз 10, глубина которого равна высоте рсзьбовой час!и гнезда ступицы.
Устройство работает следующим образом.
HB KoH) OH) Io IBc г! 2 хвостовпка омля лопасти 1 устанавливается гайка 6. В п1сзде ступицы 4 укладывается гайка 9.
Комель лопасти 1 с гайкой 6 вставляется в гнездо ступицы 4. Нижнюю часть 3 комля лопасти 1, сопрягаясь с соответствующим ей»о профилю отверстием б в гнезде ступицы 4, фиксирует угол поворота лопасти относительно оси ступицы и воспринпмаег крутящий момент лопасти. Прп закручивании гайки 6 происходит прижатие хвостовпка 1 омля лопасти
1 к дну гнезда сту1шцы 4, чем обеспечивается
471244
П р ед м ет изобретения
10 б7иг 2
Составитель А. Губарь
Техред Н. Ханеева Корректор T. Добровольская
Редактор Е. Гончар
Заказ 2096/4 Изд. № 751 Тираж 529 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 надежное закрепление лопасти в ступице.
Гайка 6 стопорится отгибом в шайбы 9, отогнутая часть которой взаимодействует с одним из радиальных пазов 8. Отгибание внешней кромки шайбы 9 выполняется после закручивания гайки б через паз 10.
Устройство для крепления съемных лопастей гребных винтов, содержащее нажимную конусную гайку, навернутую на хвостови . комля лопасти, и стопорную шайбу под конусной гайкой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности закрепления лопасти, нажимная гайка выполнена составной, например, из двух половин, а нижняя часть хвостовика комля лопасти выполнена в форме многогранника, при этом в гнезде ступицы гребного винта сделано многогранное отверстие, с которым сопрягается многогранник хвостовика.