Однофазный асинхронный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il И С А Н И Е ()47I638

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 394899 (22) Заявлено 11.05.73 (21) 1913562/24-7 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 25.05.75. Бюллетень ¹ 19

Дата опубликования описания 16.01.76 (51) Ч. Кл. Н 02k 17/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.333.

04. (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Жуловян и Г. А. Шаншуров

Новосибирский электротехнический институт (71) Заявитель (54) ОДНОФАЗНЫЙ

АСИНХРОННЫЙ ЗЛЕКТРОДВИГАТЕЛЪ

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к однофазным асинхронным электрическим машинам, и может быть использовано в регулируемом электроприводе, где необходимо быстрое и надежное торможение.

|По основному авт. св. № 394899 известен однофазный асинхронный электродвигатель, содержащий два статора, сдвинутые вдоль оси, один из которых снабжен подключаемой к сети однофазной обмоткой, а другой выполнен пассивным со сдвигом магнитной оси относительно первого, и два ротора, расположенных на общем валу, имеющих соединенные между собой многофазные обмотки.

Однако такой электродвигатель не обеспечивает быстрого торможения под действием вынужденных сил и не может удерживать ротор в неподвижном заторможенном состоянии без применения специальных переключений или внешних дополнительных устройств.

Целью изобретения является обеспечение надежного и быстрого электромагнитного торможения и создание стопорного момента, удерживающего ротор в неподвижном заторможенном состоянии электромагнитными силами, возникающими в электрической машине.

Это достигается тем, что на статорах выполняют две дополнительные однофазные обмотки, одна из которых включена на сеть переменного тока, а другая — на регулируемое сопротивление, а на каждом роторе — дополнительную многофазную обмотку, которые соединены между собой с изменением порядка следования фаз, причем число пар полюсов дополнительных обмоток не равно числу пар полюсов основных.

На фиг. 1 приведена электрическая схема

1О включения обмоток предлагаемого устройства; на фиг. 2 иллюстрируется закон изменения стопорного момента.

Устройство имеет на статорных пакетах по паре однофазных обмоток 1, 2 и 3, 4. Основные однофазные обмотки 1 и 8 выполнены с числом пар полюсов Р,, а дополнительные однофазные обмотки 2 и 4 выполнены с числом пар полюсов Р, и Р,. В общем случае однофазные обмотки 8 и 4 включены на регули2О руемое сопротивление, на регулируемый источник питания или замкнуты накоротко.

Однофазные обмотки 1 и 2 включены на сеть однофазного тока через переключатель

5. В двигательном режиме замкнуты контак25 ты б, 7 переключателя 5 и к сети подключена основная однофазная обмотка с числом пар полюсов Р,. В тормозном режиме замкнуты контакты б, 8 переключателя 5, к сети подключена дополнительная однофазная об30 мотка с числом пар полюсов Ре.

471638

На каждом из роторных пакетов размещено по паре трехфазных симметричных обмоток 9, 10 и 11, 12. Основные трехфазные обмотки 9 и 11 выполнены с числом пар полюсов Р!, а дополнительные (10, 12) с числом пар полюсов Р2. У основных трехфазных обмоток 11 соединены одноименные фазы. Дополнительные трехфазные обмотки 10 и 12 соединены с обратным порядком следования фаз.

Закон изменения стопорного момента (M,) от угла поворота (а), как показано на ф!и!г. 2, носит периодический характер и характеризуется точками 18 устойчивого равновесия без нагрузки и 14 — под нагрузкой, а также точками 15 неустойчивого равновесия.

Для устранения трансформаторной связи основных,и дополнительных обмоток Р! Р2=,2n или P2jР, = 2n, где n = 1, 2, 3,....

В двигательном режиме переключатель 5 замыкает контакты б, 7 и машина вращается.

По основным обмоткам протекает электрический ток, а в дополнительных обмотках, имеющих другое число пар полюсов, тока нет, так как между обмотками отсутствует электромагнитная связь. В тормозном режиме переключатель 5 замыкает контакты б, 8 и вращающаяся машина тормозится до полного останова.

В неподвижном состоянии ротор электрической машины удерживается стопорным моментом.

Для регулирования скорости путем подтормаживания замыкают одновременно контакты б, 7 и б, 8 переключателя 5.

Величина тормозного и стопорного электромагнитного момента может регулироваться сопротивлением 1б, включенным в цепь дополнительной однофазной обмотки 4, или напряжением, поданным на эту обмотку.

В. том случае, если трехфазные основные обмотки выполнены как и однофазные на статоре, а ротор — зубчатым безобмоточным с числом зубцов статора Z, и ротора — Z2, связанных соотношением

Z2 — — Z! !Р! Р2, Р!—

Р!1Р2 где число пар полюсов основных однофазных обмоток; число пар полюсов основных трехфазных обмоток;

2К или Р2 P! — — 2К, где К = 1, 2, 3, ... для устранения тра,н сформаторной связи, дополнительные трехфазные обмотки также выполняют на статоре.

Число полюсов дополнительных трехфазных обмоток должно удовлетворять условию:

РЗ вЂ” Р4J J Р! — Р2 где Рз — число пар полюсов дополнительных однофазных обмоток;

20 Р4 — число пар полюсов дополнительных трехфазных обмоток.

Кроме того, для устранения трехфазной связи необходимо, чтобы

25 р, р, — =2п или =2n, где n= 1,2,3, 4

P р, = 2m или — = 2т, где m = 1, 2, 3, 4

Зо

Предмет изобретения

Однофазный асинхронный электродвигатель по авт. св. М2 394899, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, он имеет на каждом статоре дополнительную однофазную обмотку, одна из которых включена на сеть переменного тока, а другая на регулируемое сопротивление, а на

40 каждом роторе — по дополнительной многофазной обмотке, которые соединены между собой с изменением порядка следования фаз, причем число пар полюсов дополнительных обмоток не равно числу пар полюсов ос45 новных.

Составитель В. Никаноров

Техред Н. Ханеева

Редактор Е. Кравцова

Корректор И. Симкина

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 1285/1853 Изд. № 752

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и

Москва, Я-35, Раушская

Тираж 782 Подписное

Совета Министров СССР открытий наб., д. 4/5