Система кондиционирования воздуха для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ц 472029
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.03.73 (21) 1893936/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.05.75. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 08.10.75 (51) М. Кл. В 60h 3/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретеиий и открытий (53) УДК 697.94(088.8) (72) Авторы изобретения В. В. Демченко, Ю. И. Катюшин, Н. И. Соколов и Е. П. Чуриков (71) Заявитель (54) СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Известны устройства для кондиционирования воздуха в транспортных средствах, содержащие источник сжатого воздуха, например компрессор двигателя, и магистраль отбора с последовательно включенными в нее первичным теплообменником и турбохолодильной установкой, состоящей из установленных на одном валу поджимающего компрессора и турбины, разделенных двухсекционным радиатором.
Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации при переменных режимах работы.
Для этого выходная секция радиатора сообщена с помощью трехпозиционных клапанов, установленных в магистрали отбора, с выходом первичного теплообменника, в линию связи между радиатором и поджимающим компрессором включен двухпозиционный клапан, подсоединенный через байпасный трубопровод к выходной секции радиатора, а поджимающий компрессор посредством заслонок сообщен соответственно с теплообменником, радиатором и атмосферой.
На фиг. 1 дана схема предложенной системы и функционирование ее агрегатов при отсутствии скоростного напора; на фиг. 2— функционирование агрегатов системы при эксплуатации на режиме «малого газа»; на фиг. 3 — то же, при высоком давлении отбираемого воздуха.
Устройство для кондицпонирования воздуха состоит из источника 1 сжатого воздуха, клапана 2 регулятора температуры, первичного теплообменника 3, трехпозиционных клапанов 4 и 5, радиатора, состоящего из секций
6 и 7, соединенных байпасной магистралью 8, турбохолодильника, состоящего из турбины 9, установленной на одном валу с компрессором
10. Между секцией 6 радиатора и компрессором 10 установлен двухпозиционный клапан
11, соединенный байпасной магистралью 8 с секцией 7 радиатора. Компрессор 10 связан с продувочными полостями первичного теплообменника 3 и секциями 6 и 7 радиатора через патрубок с заслонкой 12 и с атмосферой — через патрубок с заслонкой 13.
Продувочные полости секций 6 и 7 радиатора и первичного теплообменника 3 сообщаются с атмосферой при открытии обратных клапанов 14 — 16.
Подготовленный в системе кондиционирования воздух поступает в объект 17 охлаждения. Исполнительные механизмы заслонок 12 и 13, двухпозиционного 11 и трехпозиционных
4 и 5 клапанов подключены через блок 18 управления к датчику 19 скоростного напора воздуха и датчику 20 давления, установлен30 ному в магистрали отбора за источником 1, 472029
15
Работа системы кондиционирования при отсутствии скоростного напора охлаждающего продувочного воздуха осуществляется следующим образом.
Воздух от компрессора двигателя последовательно охлаждается в первичном теплообменнике 3, в двух секциях б и 7 радиатора турбине 9 турбохолодильника. Охлаждение воздуха в теплообменнике и радиаторе происходит за счет продувки их забортным воздухом, который засасывается компрессором
10 турбохолодильника и выбрасывается в атмосферу.
Трехпозиционные клапаны 4 и б, двухпозиционный клапан 11 и заслонки 12 и 13 устанавливаются в положение, указанное на фиг. 1, а обратные клапаны 14 — 16 закрыты в соответствии с сигналом от датчика 19 скоростного напора воздуха. Охлажденный воздух поступает в объект 17 охлаждения.
Воздух от компрессора двигателя охлаждается в первичном теплообменнике 3, сжимается в компрессоре 10 турбохолодильника, а затем охлаждается в двух секциях б и 7 радиатора и турбине 9 турбохолодильника (см. фиг. 2) . Охлажденный воздух поступает в объект 17 охлаждения. Охлаждение воздуха в теплообменнике и радиаторе происходит за счет продувки их забортным воздухом от скоростного напора.
Трехпозиционные клапаны 4 и 5, двухпозиционный клапан 11 и заслонки 12 и 13 устанавливаются в положение, указанное на фиг. 2, а обратные клапаны 14 — 16 открыты в соответствии с сигналом от блока 18 управления, определяемым сигналом от датчика 20 давления.
Воздух от компрессора двигателя охлаждается в теплообменнике 3, выходной секции
7 радиатора и турбине 9 турбохолодильника (см. фиг. 3). Охлаждение воздуха в теплообменнике и радиаторе происходит за счет продувки их забортным воздухом скоростного напора. Загрузка турбины 9 турбохолодильника осуществляется компрессором 10, который
45 прокачивает воздух по замкнутому контуру циркуляции, включающему секцию 6 радиатора, где охлаждается воздух, циркулирующий в замкнутом контуре, за счет продувки радиатора забортным воздухом скоростного напора.
Трехпозицнонные клапаны 4 и 5, двухпозицпонный клапан 11, заслонки 12 и 13 находятся в положении, указанном на фиг. 3, а обратные клапаны 14 — 16 находятся в открытом положении в соответствии с сигналом блока
18 управления, выдаваемым по сигналам датчика 19 скоростного напора и датчика 20 давления, Предмет изобретения
1. Система кондиционирования воздуха для транспортного средства, содержащая источник сжатого воздуха, например компрессор двигателя, и магистраль отбора с последовательно включенными в нее первичным теплообменником и турбохолодильной установкой, состоящей из установленных на одном валу поджимающего компрессора и турбины, разделенных двухсекционным радиатором, о т л и ч аю ща я ся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации при переменных режимах работы, выходная секция радиатора сообщена с помощью трехпозиционных клапанов, установленных в магистрали отбора, с выходом первичного теплообменника, в линию связи между радиатором и поджимающим компрессором включен двухпозиционный клапан, подсоединенный через байпасный трубопровод к выходной секции радиатора, а поджимающий компрессор посредством заслонок сообщен соответственно с теплообменником, радиатором и атмосферой.
2. Система кондиционирования по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что заслонки, трехпозиционные и двухпозиционные клапаны подключены через блок управления к датчику скоростного напора воздуха и датчику давления, установленному в магистрали отбора за источником сжатого воздуха.
472029
Г
1 ! !
13 //7
Составитель Е, Малинин
Корректоры: Л. Котова и Н. Аук
Texpeä М. Семенов
Редактор А. Купрякова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2480/1 Изд Лг, 1623 Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5