Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 472031

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое or авт. свидетельства (22) Заявлено 27.08.71 (21) 1690314/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.05.75. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 20.10.75 (51) М. Кл. В 60k 17/10

F 16h 47/04

Государственный KOMHTBT

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-585 (088.8) (72) Авторы изобретения

К. И. Городецкий, В. М. Мастеровой, П. И. Бойков, И. П. Ксеневич, А. П. Чаботько, Х. Ю. Аэгна, Х. К. Бильтсе, Х.-Э. Э. Вийрок, Э А. Марк, P. И. Сюбисте и Э. H. Шкневский (71) Заявитель (54) ГИДРООБЪЕМНЫЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ

САМОХОДНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий — ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.

Известны гидрообъемные бесступенчатые ходоуменьшители самоходной машины, оборудованной гидросистемой подъема и опускания рабочих орудий, содержащие трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем внутреннего сгорания, другое — с колесами, а с третьим звеном кицематически связан насос, к напорной магистрали которого подключен дроссельный регулятор потока жидкости.

Такие ходоуменьшители при изменении водителем настройки дроссельного регулятора позволяют бесступенчато изменять пониженную скорость движения самоходной машины.

При этом насос ходоуменьшителя работает в режиме гидротормоза с самовсасыванием из масляного резервуара-бака.

Однако долговечность насоса такого ходоуменьшителя ограничена из-за отсутствия подпитки; конструкция его сложна за счет необходимости иметь на самоходной машине кроме гидроагрегатов вспомогательных устройств еще и дополнительные гпдроагрегаты ходоуменьшителя (масляный бак, фильтр и др.), запуск насоса при работе самоходной машины в условиях низких (минусовых) температур затруднен, а диапазон регулирования скорости при небольших величинах касательной силы тяги самоходной машины ограни5 чен.

Цель изобретения состоит в увеличении долговечности ходоуменьшителя и его упрощении.

Это достигается тем, что всасывающая ма1п гистраль насоса ходоуменьшителя подключена к сливной магистрали гидросистемы привода вспомогательных устройств.

На фиг. 1 изображена гидравлическая схема гидрообъемного ходоуменьшителя; на

15 фиг. 2 — кинематическая схема гидрообъемпого ходоуменьшителя, подключенного к трансмиссии трактора.

Гидрообъемный ходоумецьшитель состоит пз насоса 1 постоянного рабочего объема, приводимого от двигателя (не показан на чертеже) через зубчатый дифференциальный редуктор 2. Насос содержит всасывающую 3 и напорную 4 магистрали. Напорная магистраль соединена с входом дроссельного регулятора

5 потока, выход которого соединен магистралью 6 со сливом. В ходоумепьшителе может быть установлен предохранительный гидравлический клапан 7, подключенный параллельно к напорной магистрали насоса и связанный

30 со сливом.

472031

В качестве гидросистемы привода вспомогательных устройств самоходной машины используется, например, навесная гидросистема подъема и опускания орудий трактора. Гидросистема включает в себя масляный бак 8, насос 9 постоянного рабочего объема, приводимый от двигателя внутреннего сгорания (на фиг. не показан) через зубчатый редуктор 10 и соединенный всасывающей магистралью 11 с баком 8, а напорной магистралью 12 с гидрораспределителем 13, подключенным к гидроцилиндрам подъема и опускания орудий (не показаны на фиг.). Гидросистема имеет общую сливную магистраль 14, подключенную через масляный фильтр 15 к баку 8. Всасывающая магистраль 3 насоса 1 ходоуменьшителя подключена параллельно к сливной магистрали 14 привода вспомогательных устройств. Напорная магистраль 4 подключена через дроссельный регулятор 5 или ближе к концу сливной магистрали 14, или непосредственно соединена с масляным баком 8.

Для обеспечения работоспособности ходоуменьшителя производительность насоса 1 должна быть равна или меньше производительности насоса 9 гидросистемы привода вспомогательных устройств с учетом объемных потерь на участке от насоса 9 до входа в насос 1.

На фиг. 2 показан привод ходоуменьшителя от трансмиссии трактора, содержащего двигатель 16 внутреннего сгорания, коробку 17 перемены передач, задний мост 18, на полуосях 19 и 20 которого установлены колеса 21, а также редуктор 10 привода насоса 9 навесной гидросистемы и редуктор 2 ходоуменьшителя, соединенный с насосом 1, При работе трактора с ходоуменьшителем (движение вперед в первом диапазоне) в зацеплении находятся следующие шестерни трансмиссии: 22 — 23, 24 — 25, 26 — 27 — 28, 29—

30, 31 — 32, 33 — 34. Шестерня 25коробки передач находится в зацеплении с входной шестерней 35 редуктора ходоуменьшителя, сблокированной с солнечной шестерней 36 трехзвенного дифференциального механизма. Солнечная шестерня через сателлиты 37 соединена с зубчатым венцом 38 внутреннего зацепления коронной шестерни механизма, установленной с возможностью вращения на валу. Сателлиты закреплены на водиле 39, которое жестко связано с валом. На этом же валу жестко установлена также шестерня 40, соединенная с промежуточной шестерней 41, вращающейся на неподвижной оси. В свою очередь шестерня

41 соединена с дополнительной шестерней 42 коробки передач. Коронная шестерня зацепляется своим наружным зубчатым венцом 43 с шестерней 44, жестко закрепленной на валу.

Этот вал соединен с помощью зубчатой муфты 45 с валом привода насоса 1 ходоуменьшителя.

При работе трактора во втором диапазоне пониженных скоростей движения вперед шестерня 29 переключается и входит в зацепле5

4 ние своим вторым венцом с шестерней 46, которая постоянно зацеплена с шестерней 47.

Прн движении на пониженных . скоростях задним ходом шестерня 26 входит в зацепление с шестерней 48.

Мощность двигателя при работе трактора с ходоуменьшителем распределяется следующим образом; от главной муфты сцепления, через первичный вал коробки передач, шестерню 22 и далее шестерни 23 — 24 — 25 — 35 мощность подводится к входному звену дифференциального механизма — к солнечной шестерне 36.

В дифференциальном механизме мощность делится на два потока.

Первый передается через выходное звено дифференциала, водило 39 и последовательно зацепленные шестерни редуктора ходоуменьшителя, коробку передач и задний мост колесам. Эта мощность затрачивается на производство полезной работы и на преодоление потерь в трансмиссии и ходовой системе.

Второй поток мощности передается через венец 43 наружного зацепления .коронной шестерни, далее на шестерню 44 и к насосу.

Насос ходоуменьшителя в кинематической связи с дифференциальным механизмом работает в режиме гидротормоза дроссельного регулирования. При этом регулирование его скорости происходит за счет поглощения в дросселе мощности второго потока. При изменении скорости вращения насоса 1 меняется кинематическое передаточное число ходоуменьшителя и трансмиссии в целом, а следовательно и скорость трактора.

Вращение насоса 9 осуществляется от двигателя через редуктор 10 с постоянными оборотами.

Работа навесной тракторной гидросистемы происходит следующим образом (см. фиг. 1).

Масло из бака 8 засасывается насосом 9 по всасывающей магистрали 11 и подается по напорной магистрали 12 к распределителю 13.

От распределителя масло под давлением поступает к гидроцилиндрам подъема и опускания орудий. Отработавшее масло из гидроцилиндров поступает обратно в распределитель и по сливной магистрали 14 через фильтр 15 подается в бак 8.

При вращении насоса 1 ходоуменьшителя масло подается к нему под избыточным давлением из сливной магистрали 14 и по всасывающей магистрали 3. Далее масло из насоса 1 поступает по напорной магистрали 4 к дроссельному регулятору 5 потока. Водитель, плавно изменяя рукояткой регулятора 5 расход жидкости, проходящий через него, тем самым задает необходимую скорость насоса

1 и скорость трактора. Масло из напорной магистрали 4 через регулятор 5 поступает в сливную магистраль 14 или непосредственно в бак. В результате при работе ходоуменьшителя возникает избыточное давление во всасывающей магистрали 3 насоса 1 и положительный перепад давлений между входом насоса и выходом регулятора потока, за счет

472031 чего уменьшается склонность насоса к кавитации и, следовательно, увеличивается ого долговечность.

Предмет изобретения

Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, оборудованной гидросистемой привода вспомогательных устройств, содеряащий трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем, другое — с колесами, а с третьим звеном кинематически связан насос, к напорной магистрали которого подключен дроссельный регу5 лятор, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности ходоуменьшителя и его упрощения, всасывающая магистраль насоса подключена к сливной магистрали гидросистемы привода вспомогательных устройств.

472031

Составитель А. Корчагин

Техред М. Семенов

Корректор А. Дзесова

Редактор Е, Дайч

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2821117 Изд. № 1432 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5