Коробка передач для автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i и 4720 32

Союз Советских

Социалистических

Ресоуолик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 236256 (22) Заявлено 22.01.73 (21) 1873223/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.75. Бюллетень № 20

Дата опубликоваш я описашгя 16.09.75 (51) М. Кл. В 601с 17/10

Госуд:-.рствеиимй комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.113-585.2 (088.8) по делам изобретений к открытий (72) Авторы изобретения Н. И. Батура, А. А. Винарский, В. В. Вовк, О, Н. Казюк и Н. А. Сидоров (71) Заявитель Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств.

Известны коробки передач для автомобиля, обеспечивающие четыре передачи переднего хода и четыре передачи заднего хода, содержащие параллельно расположенные входной, промежуточный, выходной валы и вал реверса, шестерни, свободно установленные на входном валу, валу реверса и выходном валу и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями, жестко установленными на промежуточном валу, и передающие крутящий момент с входного вала посредством фрикционных муфт.

Однако для переналадки известных коробок передач в вариант с шестью передачами переднего хода и двумя передачами заднего хода требует изменения длины валов и картеров.

Цель изобретения — обеспечить переналадку коробки передач из варианта с четырьмя передачами переднего хода и четырьмя передачами заднего хода в вариант с шестью передачами переднего хода и двумя передачами заднего хода путем замены одной пары шестерен.

На фиг. 1 показана описываемая коробка передач с четырьмя передачами переднего хода и четырьмя передачами заднего хода, разрез; на фиг. 2 — то же, с шестью передачами переднего хода и двумя — заднего хода, разрез.

Коробка передач для автомобиля с четырьмя передачами переднего хода и четырьмя

5 заднего (типа 4+4) состоит из картера 1, задней 2, передней 3 крышек, поддона 4, входного вала 5, на котором свободно на подшипниках посажены передняя 6 и задняя 7 шестерни, а фрпкционная муфта 8 и ведущая

I0 шестерня 9 посажены жестко; вала 10 реверса, на котором свободно на подшипниках посажены передняя 11 и задняя 12 шестерни, а фрикционная муфта 13 и ведомая шестерня

14 посажены жестко; промежуточного вала 15

15 с жестко посаженными передней 16, средней

17 и задней 18 шестернями; выходного вала

19 со свободно посаженной на подшипниках передней шестерней 20 и жестко посаженной фрикционной муфтой 21; опоры 22 задней

20 крышки 2, на которой свободно на подшипниках посажена задняя шестерня 23.

Ведущая шестерня 9 входного вала 5 находится в постоянном зацеплении с ведомой ше25 стерней 14 вала 10 реверса. Передняя шестерня 16 промежуточного вала 15 находится в постоянном зацеплении с передней шестерней

6 входного вала 5 и передней шестерней 11 вала 10 реверса; задняя шестерня 18 проме30 жуточного вала 15 находится в постоянном

472032

65 зацеплении с задней шестерней 7 входного ва. ла 5 и задней шестерней 12 вала 10 реверса.

Передние шестерни 6 и 11 входного вала 5 и вала 10 реверса одинаковы по конструкции, имеют удлиненную ступицу с наружными шлицами, на которых на концевой части жестко закреплены ступицы 24 и 25 фрикционных муфт, зафиксированные от продольного перемещения стопорными кольцами 26, 27 и 28,29.

Передняя шестерня 20 выходного вала 19 находится в постоянном зацеплении с передней шестерней 16 промежуточного вала 15, а задняя шестерня 23 выходного вала 19 — со средней шестерней 17 промежуточного вала 15.

Описанная коробка транспортного средства типа 4+4 работает следующим образом.

Поток мощности от турбинного вала (он же является входным валом 5 коробки передач) поступает на шестерню 9 и ведущие элементы фрикционной муфты 8 и далее на шестерню 14 и ведущие элементы фрикционной муфты 13. Шестерни 11 и 12 связаны с ведомыми элементами фрикционной муфты 13, а шестерни 6 и 7 — с ведомыми элементами фрикционной муфты 8.

К промежуточному валу 15 мощность подводится четырьмя путями в зависимости от того, какая фрикционная муфта включена.

Первый путь: мощность подводится при включении левой стороны фрикционной муфты

8 через шестерни б и 16.

Второй путь: при включении правой стороны фрикционной муфты 8 через шестерни 7 и

18.

Третий путь: при включении левой стороны фрикционной муфты 13 через шестерни 11 и 16.

Четвертый путь: при включении правой стороны фрикционной муфты 13 через шестерни 12 и 18.

Первый и второй пути обеспечивают передачу мощности при движении машины вперед, третий и четвертый — при движении машины назад.

С промежуточного вала 15 мощность поступает на выходной вал 19 двумя путями, через зацепление шестерен 16, 20 и 17, 23 при включении соответственно левой и правой сторон фрикционной муфты 21 переключения диапазонов.

Выходной вал 19 жестко соединен с ведущими элементами фрикционной муфты 21, а шестерни 20 и 23 — с ведомыми элементами фрикционной муфты 21.

Переоборудование предлагаемой коробки транспортного средства типа 4+4 в коробку типа 6+2 осуществляется следующим образом.

На валу 10 реверса (см. фиг. 1) вместо распорной втулки 30 и передней шестерни 11 со ступицей 24 и стопорными кольцами 26 и

27 устанавливается распорная втулка 31 (см. фиг. 2) и свободно на подшипниках передняя шестерня 32 со ступицей 33 и стопорным кольцом 34 другой конструкции и с другим

50 числом зубьев, а на входном валу 5 (см. фиг.

1) вместо стопорного кольца 28 на удлиненную ступицу передней шестерни 6 с наружными шлицами устанавливается шестерня 35 (см. фиг. 2).

Коробка транспортного средства типа 6+2 работает следующим образом.

Поток мощности от турбинного вала (он же является входным валом 5 коробки передач) гидротрансформатора поступает на шестерню

9 и ведущие элементы фрикционной муфты 8 и далее на шестерню 14 и ведущие элементы фрикционной муфты 13. Шестерни 32 и 12 связаны с ведомыми элементами фрикционной муфты 13, а шестерни 6, 35 и 7 — с ведомыми элементами фрикционной муфты 8.

К промежуточному валу 15 мощность подводится четырьмя путями в зависимости от того, какая фрикционная муфта включена.

Первый путь: мощность подводится при включении левой стороны фрикционной муфты 8 через шестерни б и 16.

Второй путь; при включении правой стороны фрикционной муфты 8 через шестерни 7 и

18.

Третий путь: при включении левой стороны фрикционной муфты 13 через шестерни 32, 35,6и16, Четвертый путь: при включении правой стороны фрикционной муфты 13 через шестерни

12 и 18.

Первый, второй и третий пути обеспечивают передачу мощности при движении машины вперед, четвертый путь — при движении машины назад.

С промежуточного вала 15 мощность поступает на выходной вал 19 двумя путями, через зацепление шестерен 16, 20 и 17, 23 при включении соответственно левой и правой сторон фрикционной муфты 21 переключения диапазонов. Выходной вал 19 жестко соединен с ведущими элементами фрикционной муфты

21, а шестерни 20 и 23 — с ведомыми элементами фрикционной муфты 21.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет осуществить переналадку предложенной коробки передач типа 4+4 в коробку передач типа б+2 с минимальными изменениями путем замены одной пары шестерен.

Предмет изобретения

Коробка передач для автомобиля по авт. св. №236256, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения ее переналадки из варианта с четырьмя передачами переднего хода и четырьмя передачами заднего хода в вариант с шестью передачами переднего хода и двумя передачами заднего хода путем замены одной пары шестерен, передняя шестерня первичного вала на своей удлиненной ступенчатой части, предназначенной для жесткого соедине ния с фрикционом, снабжена посадочным эле. ментом для установки и фиксации сменной дополнительной шестерни, а обращенные к пе472032 редним шестерням торцы фрикционных муфт установлены по отношению к венцам передни: шестерен с зазором, по меныней мере равным ширине венца шестерни.

472032 з 31» Л

Составитель Э. Выборнов

Тскрсд М. Сегяенов

Редактор А. Купрякова

Корректоры; Т. Фисенко и О. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2220/15 Изд. ¹ 1544 Тира>к 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открьггпй

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5