Регулятор гребного механизма

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

г д

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

\ .У

<1ц 472064

Союз Советских

Социалистических

Республик,Ф фЪ,, (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.12.70 (21) 1497707/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет 09.03.71

Опубликовано 30.05.75. Бюллетень ¹ 20

Дата опубликования описания 11.09.75 (51) М. Кл. В 63h 23/02

Государственный комитет

Совета Мииистров СССР во делам изобретений и открытий (53) УДК 629.1.037.11 (088.8) (72) Автор изобретения

T. Я. Гораздовский

Московский гидромелиоративный институт (71) Заявитель (54) РЕГУЛЯТОР ГРЕБНОГО МЕХАНИЗМА

Изобретение относится к спортивному инвентарю и может быть применено в тренажерах для обучения и тренировки гребцов и в ручных приводах спасательных шлюпок.

Известны регуляторы ручных приводов шлюпок, содержащие рейку, кинематически связанную с гребным винтом, и гребное приспособление, соединенное с рукояткой, осью качания и рычагами рукоятки и опоры.

Однако в таких регуляторах усилия, передаваемые от гребных приспособлений на гребной винт, неодинаковы и определяются степенью тренированности гребца. Неравномерность приложения нагрузки снижает скорость движения гребца.

Цель изобретения — обеспечение возможности регулирования усилий, передаваемых гребному винту.

Для этого гребное приспособление регулятора снабжено тремя взаимодействующими между собой коническими зубчатыми колесами, два из которых сопряжены с разноименIIb131H конг1ами рь1ча гон p) 1 оя 1.ки и o 10phi, третье — совмещено с осью качания.

На чертеже представлена кинематическая схема описываемого регулятора гребного»еханизма.

Регулятор содержит рейку 1, которая через шатун 2 соединена с рычагом 3 второго ряда в точке А. К концу большего плеча рычага 3 в точке Б прикреплена рукоятка 4.

Рейка 1 зацеплена с зубчатыми венцами отгонных муфт 5 и 6 соответственно правого и

5 левого вращения. Согласно с муфтами 5 и 6 на одном валу находятся зубчатые колеса 7 и 8, одно из которых (колесо 7) зацеплено с паразитным зубчатым колесом 9, а другое— с зубчатым колесом 10 так, что при любом

I0 направлении движения рейки 1. зубчатос колесо 10 имеет одно и то же направление вращения. Зубчатое колесо 10 соединено карданным .валом 11 с гребным валом 2, па хвостовике которого расположен гребной винт 13.

Рычаг 3 второго ряда снабжен узлом плавного, взаимно скомпенсированного изменения плеч, кинематическую цепь которого образуют конические зубчатые колеса 14 — 16.

20 Коническое зубчатос колесо 14 сопряжено с хвостовиком рычага винтовой парой и имеет электромагнитный стопор 17 (фрикционну1о электромагнитную муфту), позволяющий жестко скреплять зубчатый венец колеса 14 с

25 винтовым хвостовпком рычага 3.

Опора колеса 14 и стопора 17 — составной вал 18, верхняя часть которого неподвижно соединена со стопором 17 и колесом 14, а нижняя часть шарнирно сочленена с горизонталь30 ным валом 19.

472064

-la вал 19 подвижно насажено коническое зубчатое колесо 15, ступица которого может поворачиваться относительно вала 19. Сцепление зубчатого колеса 15 с валом 19 осуществляется посредством фрикционной электромагнитной муфты 20, одна половина которой жестко связана с валом 19, а другая — со ступицей зубчатого колеса 15.

Вал 19 может приводиться во вращение вручную маховиком 21 или через редуктор от электродвигателя (на чертеже не показаны).

Опорой вала 19 является стойка 22, сопряженная с помощью упорного подшипника скольжения с верхним хвостовиком вертикального вала 23. Другим концом вал 23 неподвижно соединен со ступицей конического зубчатого колеса 16 и верхней половиной фрикционной электромагнитной муфты 24.

Нижняя половина муфты 24 винтовой парой сопряжена с винтовой опорой 25, установленной на основании 26 (фундаменте).

При отключенных электромагнитных муфтах 20 и 24 зубчатые колеса 15 и 16 могут свободно поворачиваться соответственно на валу 19 и опоре 25; при включении этих муфт зубчатое колесо 15 неподвижно скрепляется с валом 19, а зубчатое колесо 16 — с нижней половиной фрикционной муфты 24, образуя с опорой 25 винтовую пару, В рабочем положении, т. е. в процессе передачи усилий от гребного приспособления на гребной винт, муфты 20 и 24 выключены, а фрикционная муфта-стопор 17 включена. При этом зубчатое колесо 15 может свободно вращаться на валу 19, а зубчатое колесо 16— на опоре 25, в то время как зубчатое колесо

14 жестко связано с рычагом 3.

При качании рычага 3 вокруг горизонтальной оси, являющейся осью вала 19, рычаг через зубчатое колесо 14 заставляет поворачиваться зубчатое колесо 15 и зацепленное с ним колесо 16. Вследствие отсутствия жесткой кинематической связи между колесом 15 и валом 19, а также колесом 16 и опорой 25, изменение углового положения рычага 3 приводит лишь к повороту колес (вокруг своих осей) на некоторый угол, определяемый их передаточным отношением и углом качания рычага, Передаточное отношение рычага остается при этом неизменным.

Усилие, прикладываемое гребцом к гребному приспособлению (рукоятке 4), через рычаг

3 и шатун 2 передается на рейку 1 и далее через отгонные муфты 5, 6 зубчатые колеса

7 — 10, карданный 11 и гребной 12 валы на гребной винт 13. Величина усилия на гребном приспособлении определяется передаточным отношением всего гребного механизма (в том

ОБ числе и отношение плеч рычага — — на черОА теже) и моментом сопротивления на гребном .валу, приведенным к моменту на зубчатом венце обгонной муфты.

ЗО

При необходимости изменения передаточного отношения рычага включаются электромагнитные муфты 20 и 24 и выключается стопор

17. B этом случае зубчатое колесо 15 жестко скрепляется с валом 19, а колесо 16 — с нижней полумуфтой 24, получая возможность не только вращаться вокруг своей оси, но и одновременно перемещаться в осевом направлении. С другой стороны, выключение муфты 17 освобождает зубчатое колесо 14, которое также может поворачиваться вокруг оси, одновременно навинчиваясь или свинчиваясь с резьбы на хвостовике рычага 3.

Резьбовые поверхности хвостовика рычага

3 и винтовой опоры 25 имеют соответственно правую и левую нарезки. Поэтому при вращении маховика 21 происходит принудительное вращение колеса 15, передаваемое зубчатым колесам 14 и 16, одно из которых при вращении навинчивается на рычаг 3, а другое— свинчивается с опоры 25 (и наоборот). В результате меняется отношение длины большого (ОБ) и малого (ОА) плеч рычага 3. Так как шаг нарезки хвостовика рычага 3 равен шагу нарезки опоры 25, то перемещение колес 14 и 16 в вертикальном направлении не меняет расстояния между ними и все три колеса 14, 15, 16 постоянно находятся в зацеплении. Одновременно с перемещением колес

14 и 16 в вертикальном направлении перемещаются стойка 22 и вал 19, являющийся осью качания рычага 3. При этом расстояние АВ (между концом шатуна 2 и основанием 26) остается неизменным.

Предложенная конструкция узла регулирования длин плеч рычага одновременно осуществляет компенсацию изменения длин плеч путем пропорционального изменения расстояния от оси качания рычага до неподвижного основания и этим обеспечивает изменение передаточного отношения рычага при неизменном положении его верхнего конца, на котором крепятся рукоятки качалок.

Изменение длины плеч рычага может производиться как при неработающем гребном механизме (в стационарном состоянии), так и в процессе передачи усилий к гребному винту.

Предмет изобретения

Регулятор гребного механизма, содержащий рейку, кинематически связанную с гребным винтом, и гребное приспособление, соединенное с рукояткой, осью качания и рычагами рукоятки и опоры, отлич а ющийся тем, что, с целью обеспечения возможности регулирования усилий, передаваемых гребному винту, гребное приспособление снабжено тремя взаимодействующими между собой коническими зубчатыми колесами, два из которых сопряжены с разноименными концами рычагов рукоятки и опоры, а третье — совмещено с осью качания.

472064

Составитель С. Трифонов

Редактор А. Купрякова Техред М. Семенов

Корректор Е. Рогайлина

Заказ 2206j10 Изд. № 1502 Тираж 529 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 гипография, пр. Сапунова, 2