Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (II) 472232

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.03.73 (21) 1892684/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.75. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 20.10,75 (51) М. Кл. F 16n 7/26

Государственный намите.

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.896(088.8) 1 ;, .:

Л. И. Сморгонский и В. И. Грымов (72) Авторы изобретения

Ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ СМАЗКИ В ПОСАДОЧНОЕ

ОТВЕРСТИЕ ШЕСТЕРНИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к устройствам для смазки разбрызгиванием, применяемым в коробках передач транспортных средств.

Известны устройства для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач, содержащие установленную на валу переходную втулку с буртом, на которой свободно установлена шестерня.

Однако в таком устройстве поступление масла в посадочное отверстие шестерни затруднено, а на некоторых наиболее ходовых режимах работы коробки передач, например при движении автомобиля на прямой передаче, масло не поступает совсем.

Целью изобретения является обеспечение смазки шестерни в широком диапазоне скоростей вращения, Это достигается тем, что переходная втулка со стороны бурта выполнена с конической поверхностью, выходящей меньшим диаметром за пределы бурта и образующей внутри бурта прерывистый кольцевой зазор, а вне его — кольцевую полость, в которой размещен неподви>кный направляющий элемент, нижняя часть которого расположена над выходящей за пределы бурта конической поверхностью втулки, à также тем, что направляющий элемент выполнен в виде лотка и закреплен на наружном кольце подшипника вала коробки передач или на картере коробки передач. Направляющий элемент может быть выполнен также в виде защитной шайбы, закрепленной на наружном конце подшипника вала коробки передач.

На фиг. 1 изображена коробка передач с устройством для подачи смазки, продольный разрез; па фиг. 2 — устройство для подачи смазки с лотком, закрепленным на картере; на фиг. 3 — то же с защитной шайбой в под1о шипнике в качестве неподвижного направляющего элемента; на фиг. 4 — переходная втулка со сьемпым буртом; на фпг. 5 — переходная втулка, выполненная за одно целое с буртом.

15 Устройство для подачи смазки содержит переходную втулку 1 с буртом 2, установленную на валу 3, связанном с картером 4 через подшипник 5. На переходной втулке 1 свободно установлена шестерня 6, находящаяся в

20 постоянном зацеплении с валом-шестерней 7.

Переходная втулка 1 со стороны бурта 2 выполнена с конической поверхностью А, выходящей за пределы бурта 2 и образующей с ним прерывистый кольцевой зазор. В кольце25 вой полости, образованной буртом 2, подш |пинком 5 и конической поверхностью Втул| и 1, помещен неподвижный лоток 8, нижняя часть которого находится вблизи конической поверхности втулки 1. Лоток 8 может быть ус30 тановлен посредством пружинного элемента

472232 на наружном кольце подшипника 5 (см. фиг. 1) или же закреплен на картере 4 (см. фиг. 2). Для размещения лотка 8 в картере 4 предусмотрена полость Б. Для лучшей подачи смазки целесообразно снабдить лоток 8 продольными выступами 9 и ребрами 10.

Функции неподвижного направляющего элемента может выполнять защитная шайба

11 подшипника 5, размещенная близ конической поверхности втулки 1 (см. фиг. 3).

Бурт 2 может быть выполнен как в виде съемного элемента (см. фиг. 1 — 4), так и за одно целое со втулкой 1 (см. фиг. 5), и снабжен со стороны внутреннего диаметра вырезами произвольной конфигурации.

Устройство для подачи смазки действует следующим образом.

Разбрызгиваемое нижним валом-шестерней

7 картерное масло попадает на неподвижный направляющий элемент — лоток 8 и стекает по нему на коническую поверхность втулки 1, откуда часть масла под воздействием центробежной силы перетекает с меньшего диаметра на больший и через кольцевой зазор между буртом 2 и втулкой 1 попадает в посадочное отверстие шестерни 6.

Предмет изобретения

1. Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач, содержащее установленную на валу переходную втулку с буртом, на которой свободно установлена шестерня, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения смазки шестерни в широком диапазоне скоростей вращения, переходная втулка со стороны бурта выполнена с конической поверхностью, выходящей меньшим диаметром за пределы бурта и образующей внутри бурта прерывистый кольцевой зазор, а вне его — кольцевую полость, в которой размещен неподви>кный направляю15 щий элемент, нижняя часть которого располо>кена пад выходящей за пределы бурта конической поверхностью втулки.

2. Устройство по п. 1, отлич а ющееся тем, что направляющий элемент выполнен в

20 виде лотка и закреплен на наружном кольце подшипника вала коробки передач.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что направляющий элемент выполнен в виде защитной шайбы, закрепленной на на25 ружном кольце подшипника вала коробки передач.

4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что лоток закреплен на картере коробки передач.

472232

Фиг. z

Составитель Н. Тарасова

Редактор Е. Дайч

Техред Н. Ханеева

Корректор Н. Стельмах

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2822!20 Изд. № 1501 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4,;5