Устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

г .L

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 472825 т о1оэ Советских ьоциалнстическнх

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 27.12.71 (21) 1729278/27-11 (51) М. Кл. В 60k 21/06 с присоединением заявки М

Государстееииый комитет (23) Приоритет

Опубликовано 05.06.75. Бюллетень . в 21

Дата опубликования оп;1са1шя 2. .08.75

Совета Министров СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 629.113-585.1 (0ss.8) (72) Авторы изобретения К. Я. Львовский, Н. А. Щельцын, И. А. Александрова, М. Г. Пантюхин, А. М. Савин, В. 3. Фурсов, Ю. И. Борисов, А. А. Тепляков и П. М. Каминцев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИ Кт!14ОННЫМИ

ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

САМОХОДНОЙ ГРИШИНЫ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для управления фрикционными элементами ступенчатых коробок передач самоходных машин, преимущественно тракторов.

Известны устройства для управления фрикционными элементами ступенчатых коробок передач самоходных машин, содержащие распределитель, подключающий силовые цилиндры фрикционных элементов к насосу. гидравлический цилиндр, разделенный поршнем на две полости, и канал для подачи жидкости в силовой цилиндр фрикционного элемента по меньшей мере одной из высших ступеней при включении низшей ступени.

Однако в таких устройствах при заедании плавающего поршня цилиндра в промежуточном положении возможно одновременное включение фрикционных элементов двух или более передач на длительный период времени, что приводит к выходу из строя коробки передач.

Целью изобретения является повышение надежности устройства путем исключения возможности длительной одновременной работы фрикционных элементов разных ступеней.

Для этого предлагаемое устройство снабжено двухпозиционным клапаном, сообщающим в первом положении распределитель с насосом, одну из полостей гидравлического ци2 л!111дра через ооратkiый клаl!а11 с сll, 1c)вым цилиндром фрикцпонного элемента низшей ступени, а другу!о — с каналом. Il во втором положении сообщающим распределитель li rrep5 вую полость гидравлического цилиндра со сливом, а вторую полость — с нагнетательной ., аг11страль!о пасоса.

На фиг. 1 схематично показано предлагаемое устройство перед началом движения ма1О шины при выжатой педали управления; на фиг. 2 — то жс, в процессе трогания с мсста под нагрузкой в период работы дозатора.

Насос 1 связан с переливным клапаном 2 и с помощью распределителя 3, снабженного

15 золотником 4, подключен к силовым цилиндрам 5 — 8 фрикционных элса!снтов коробки передач. Гидравлический цилиндр 9, служащий дозатором, разделен поршнем 10 на полости

11 и 12, каждая пз которых соединена с двухпозиционным клапаном 13. Последний снабжен золотником 14 слива, положение которого определяется положением педали 15.

Клапан 13 соединен с помощью канала 16 и крана 17 с силовым цилиндром 6 второй передачи; с помощью канала 18 и обратного клапана 19 — с силовым цилиндром 5 первой передачи с помоп1ыо канала 20 — с !13 пе;атсльной магистралью насоса 1; с помощью канала 21 — с распределителем 3; с помощью канала 22 — со сливом устройства.

472S25

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При выжатой педали 15 (фиг. 1) золотник

14 слива занимает такое положение. при котором полость 11 гидроцилиндра сообщается 5 с нагнетательной магистралью насоса 1 и заполняется жидкостью. Поршень 0 под действием давления в полости 11 опускается, так как полость 12 гидроцилиндра сообщена в этот период через клапан 13 со сливом уст- 1О ройства.

При таком положении педали полость 11 гидроцилиндра заряжается жидкостью.

Для трогания машины с места под нагрузкой водитель открывает кран 17 и устанавливает золотник 4 распределителя 3 в положение включения первой передачи.

В этом случае при опускании педали 15 (фиг. 2) жидкость из нагнетательной магистрали пасоса 1 поступает через золотник 14 к 20 распределителю 3 и далее — в силовой цилиндр 5 первой передачи, а также чсрсз обратный клапан 19 и золотник 14 — к полости

12 гидроцилиндра. Под действием давления, возникающего в этой полости, поршень 10, пе- 25 ремещаясь, вытесняет жидкость из полости 1! через золотник 14 и кран 17 в силовой цилиндр б второй передачи. После заполнения силовых цилиндров 5 и 6 давление в них возрастает до заданного, при этом включаются 30 две передачи — первая и вторая. Длительность включения второй передачи ограничена, так как в процессе перемещения поршня 10 вверх жидкость из полости 11 вытесняется через сливной канал золотника 4 или через от- 35 ,верстия в силовом цилиндре б в сливную магистраль и сливную емкость системы. Наибольшее давление, возникающее при этом в силовом цилиндре б второй передачи, зависит как от регулировки переливного клапана 2, 40 так и от степени дросселирования сливных каналов и отверстий.

Длительность включения второй передачи определяется подбором рабочего объема гидроцилиндра-дозатора.

Кран 17 позволяет отключить полость 11 гидроцилиндра от устройства после трогания самоходной машины под нагрузкой или в случае нежелательности использования гидроцилиндра в сложившихся условиях, например при трогании с места без нагрузки на крюке.

Если в системе предполагается кратковременное включение при трогании с места не только одной второй передачи, а еще и других передач, то канал 16 должен быть подключен соответственно наряду с силовым цилиндром

6 еще и к другим силовым цилиндрам (кроме силового цилиндра 5 передачи, предназначенной для трогания с места под нагрузкой).

Предмет пзоорстепия

Устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины, содержащее распредели Iåëь, подключающий силовые цилиндры фрикционных элементов к насосу, гидравлический цилиндр, разделенный r.оршнем на две полости, и канал для подачи кидкости в силовой цилиндр фрикционного элемента по меньшей мере одной из высших ступеней при включении низшей ступени, отличающееся тем, что, с целью повышения его надежности путем исключения возможности длительной одновременной работы фрикционных элементов разных ступеней, оно снабжено двухпозиционным клапаном, сообщающим в первом положении распределитель с насосом. одну из полостей гидравлического цилиндра через обратный клапан с силовым цилиндром фрикционного элемента низшей ступени, а другую — с каналом, и во втором положении сообщающим распределитель и первую из упомянутых полостей гидравлического цилиндра со сливом, а вторую упомянутую полость — с нагнетательпой магистрали насоса.

4>и8. р

Составитель К. Львовский

Редактор E. Братннкова

Кор рек-. о i Е. X.,:: лева

Текред И. Карандан>овв

:iiIOI раф;i. Ii!, Сail) BGHB 2

Зяквз 2) 26, 7 Изд. Ле 785 Тираж 782 Подои сна

Ш ЛИПИ !осударственного коз.итета Совезя "i:;н:: —:роз СС< Р но делаз1 нзоореас.",:и и о,крь.тн ..",,основ,К-;> Рв;сьс-.-ви к a, < 5