Рабочее колесо гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

п11 473846

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сециалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.11.71 (21) 1717933/24-6 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (51) М. Кл. F ОЗЬ 3/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.224-253.5 (088.8) ио лелем изобретений Опубликовано 14,06.75. Бюллетень № 22 и открытий

Дата опубликования оппсанпя 19.09.75 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

М. А. Цветков, 1О. П. Майзель и В. В. Вихирев

Ленинградский дважды ордена Ленина металлический завод им. XXII съезда КПСС (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в вертикальных поворотно-лопастных гидротурбинах и насосах.

Известны рабочие колеса поворотно-лопастных осевых и диагональных гидротурбин с различными конструкциями уплотнений лопастей. Однако все уплотнения лопастей таких рабочих колес дают большие или меньшие протечки. Даже незначительные протечки воды в полость корпуса рабочего колеса и оттуда в систему регулирования вызывают ржавленис и опасность выхода из строя деталей регулятора. Протечки же масла из карпу.са загрязняют реку.

Для исключения протечек масла из корпуса в проточную часть турбины и воды из проточной части в корпус в предлагаемом рабочем колесе разгрузочная полость уплотнения связана сливным каналом с,конусом рабочего колсса, в днище которого закреплена труба с обр;тным клапаном, а открытый срез последней выведен в верхнюю часть конуса.

I Ià фиг. 1 показана поворотно-лопастная гидромашина, разрез по рабочему колесу; на фиг. 2 — один из вариантов выполнения двустороннего уплотнения (со сливной полостью) лопасти рабочего колеса (узел 1 на фиг. 1); на фиг. 3 — один из вариантов выполнения обратного клапана между накопительной полостью и проточной частью турбины (узел II на фиг. 1).

Уплотнение лопасти 1 рабочего колеса 2 состоит из наружного кольцевого эластичного элемента 3, отделяющего полость А, заполненную водой, от сливной полости Б, и внутреннего кольцевого эластичного элемента 4, отделяющего внутреннюю полость В корпуса рабочего колеса, заполненную маслом, от сливной полости. Между эластичными элементами 3 и 4 расположены сегменты 5, образующие сливную полость Б. Сегменты по торцам не соприкасаются друг с другом, а образуют щель, через которую протечки воды и масл", из полости Б,попадают в кольцевую полость Г, откуда через сливной канал а стекают во внутреннюю полость Д конуса 6, где они скапливаются. Эластичные элементы и сегменты закреплсны неподвижно посредством шпилек 7, гаек 8 и прижимного кольца 9 на корпусе рабочего колеса 2. Незначительные протечки воды и масла могут проходить лишь по цилиндрической поверхности Е контакта эластичных элементов с поворачиваюи;ейся лопастью рабочего колеса. Эл".ñòè÷íûå элементы уплотнения съемные и в случае необходимости могут быть заменены на осушенной машине.

По мере накопления протечек в конусе 6

3о воздух из него вытесняется в проточную часть

473846 турбины через обратный клапан, расположенный в днище 10 конуса. Во время работы машины обратный клапан позволяет создать во внутренней полости Д конуса 6 вакуум, соответствующий разрежению под днищем конуса, исключая при этом протечки воды из проточной части внутрь конуса.

Основной деталью клапана является кольцо

11 из эластичного материала, например резины, запирающее отверстия б, когда давление под днищем превышает давление внутри конуса. В осушенной машине детали обратного клапана легко доступны и в случае необходимости могут быть заменены.

Отверстия б клапана выходят внутрь заполненной воздухом трубы 12, верхний срез 13 которой поднят как можно выше в пределах накопительной полости Д конуса, Труба позволяет накапливать в полости Д значительный объем масло-водяных протечек, исключая попадание их в проточную часть через обратный клапан. Кроме того, труба служит накопителем незначительных кратковременных протечек воды из проточной части внутрь конуса через обратный клапан при пульсации давления под днищем конуса и танским образом уменьшает загрязнение масла водой и увеличивает полезный объем внутренней полости конуса.

Предмет изобретения

Рабочее колесо гидромашины, например вертикальной поворотно-лопастной гидротурбины, содержащее установленные в корпусе с конусом лопасти со сменными двусторонними уплотнениями с разгрузочной полостью, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью исключения протечек масла из корпуса в проточную часть турбины и воды из проточной части в корпус, разгрузочная полость уплотнения связана сливным каналом с конусом рабочего колеса, в днище которого за креплена труба с обратным клапаном, а открытый срез последней выведен в верхнюю часть конуса,