Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п11 474078

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 14.04.72 (21) 1777774/24-7 (51) М. Кл. Н 02k 3 30

Н Olb 19/04 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР (32) Приоритет

Опчбликовано 14.06.75. Бюллетень М 22 (53) УДК 621.3.045 (088.8) по делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 10.10.75 (72) Авторы изобретения Н. В. Александров, С. Г. Трубачев, В. Г. Огоньков, P. С. Холодовская, В. В. Шалимов, К. Ф. Потехин и P. Ф. Денисченко (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Известны способы изготовления изоляции обмоток электрических машин, заключающиеся в наложении на токоведущие части обмотки (состоящие из элементарных изолированных проводников, скрепленных между 5 собой) изоляционных лент, предварительной сушке обмотки, пропитке под вакуумом с применением давления термореактивным составом и выдержке обмотки в пропиточном составе до желирования или отверждения про- IO питочного состава в изоляции. При этом в ленту вводят вещества, ускоряющие процесс полимеризации пропитывающего состава. Чаще всего при таких способах изготовления обмоток используют ленты из слюдяной бума- l5 ги или слюды с подложками из волокнистых материалов, например различных видов бумаг, стеклянных и синтетических тканей, а также перфорированных синтетических пленок, Слюдяная бумага или слюда должна быть скреп- 20 лена с подложками, что достигается путем приклейки при помощи различных пропитывающих и подклеивающих составов. Подклейку подложки к слюдяному материалу проводят не по всей поверхности их сопри- 25 косновения, а лишь на отдельных участках, расположенных по площади хаотично либо в определенном порядке.

П об позволяет ловы ить о достигается тем, что 30 используют ленту с содержанием подклеивающего состава 10 — 30 г на 1 м площади подложки и площадью склейки 30 — 70%, пропитку обмотки производят при температуре, при которой подклеивающий состав не переходит в жидкое состояние в течение времени, необходимого для полной пропитки обмотки, и выдерживают в автоклаве, по крайней мере, до совмещения пропиточного и подклеивающего состава.

Таким образом, несмотря на увеличение количества склеек, приводящее к некоторому уменьшению проницаемости лент в направлении, перпендикулярном к их плоскости, значительно увеличивается про 1щаемость наложенной на обмотку ленты в направлении вдоль слоев.

При применении лент с двумя подложками содержание подклеивающего состава должно быть не менее 20 — 25 г на 1 м площади материала (или 15 --20% от общего веса материала). При применении одной подложки количество подклепвающего состава соответственно уменьшается (10 — 13 г/м ) . Пробивное напряжение готовой изоляции около 28—

32 кВ/мм, в то время, как изоляции, изготовленной по известному способу, 20 — 28 кВ/мм.

Подклеивающий материал должен обладать при изготовлении ленты достаточной вязкостью и не слишком малым углом смачива474078

Предмет изобретения

Составитель 3. Кузнецова

Текред 3. Тараненко

Редактор А. Пейсоченко

Корректоры: Л. Котова и В. Брыксина

Заказ 2499/8 Изд. 1Чв 1614 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР

Ilo делам изобретений EI открытий

Москва, )К-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Типографии,; р. С;шунова, 2 ния по отношению к слюдяному материалу и подложке. В то жс время подклеивающпй материал должен находптьгя в твердом состоянии при обычных условиях хранения лепты и наложения ее на обмотку. В качестве яолклеивающего состава используют состав на основе высокомолекулярной эпоксидной смолы с кислым полиэфиром в количестве 10 — 15% и ускорителем отверждения — комплексом

ВГз в количестве 0,1 — 0,5в/в. Указанный состав сохраняет термопластичность на стадиях обработки изоляции, предшествующих ее окончательному отверждению. При этом температурный режим обраоотки изоляции в пропиточном автоклаве выбирают таким, чтобы переход подклеивающего состава в жидкое состояние и совмещение подклеивающего и пропиточного составов происходили не ранее завершения процесса полной пропитки обмотки. Так как первоначально созданное гидростатическое давление пропиточного компаунда на обмотку сохраняется, то после полной пропитки обмотки происхо..пт ее уплотнение.

Совмещение пропиточного и подклеивающего составов может быть достигнуто различными способами. Например, температура пропиточного состава может быть выбрана такой, что скорость растворения подклеивающего состава в пропиточном будет относительно невелика, благодаря чему завершение полной пропитки обмотки достигается раньше растворения подклеивающего состава.

Кроме того, можно проводить также вакуум-нагнетательную пропитку обмотки при температуре значительно более низкой, чем температура плавления подклеивающего состава, а после завершения полной пропитки обмотки нагревать обмотку (либо вместе с компаундом, либо путем пропускания электрического тока через обмотку) до температуры, превышающей температуру плавления подклеивающего и пропиточного составов. Далее обмотки выдерживают в автоклаве до желирования или отверждения связующего в изоляции.

П р и м ер. Для изолирования обмоток берут стеклослюдипитовую ленту с двумя подложками из стеклоткани, приклеенными к слюдяной бумаге высокомолекулярной смо4 лой, с площадью склейки не менее 70в/в и содержанием смолы 20 — 25 г на 1 м . На обмотку накладывают соответствующее количество слоев указанной ленты и производят сушку изделия в термостате для удаления влаги из изоляции. Затем изоляцию обмоток вакуумируют в пропиточном автоклаве и пропитывают эпоксидным компаундом под вакуумом и давлением. Пропиточный компаунд состоит из эпоксидной смолы типа ЭД-5Н и изометилтетрагидрофталевого ангидрида, взятых в весовом соотношении 100: (80 — 100), причем избыточное количество отвердителя хватает и для отверждения смолы, используемой для подклейки ленты. Температура обмотки при пропитке и пропиточного компаунда 40 С, время пропитки 2 — 3 час. За это время пропиточный компаунд полностью пропитывает изоляцию, растворяет подклеивающее вещество, уплотняет изоляцию и за счет имеющегося в ленте ускорителя желирует или приобретает повышенную вязкость. После пропитки обмотку извлекают из пропиточного автоклава и термообрабатывают в термостате при 120—

150 С.

Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин, включающий наложение на проводники способных к пропитке лент из слюдяного материала и волокнистых подложек, которые склеены на отдельных распределительных по поверхности ленты участках подклеивающим составом, например, на основе высокомолекулярной эпоксидной смолы, пропитку обмотки термореактивным эпоксидным составом под вакуумом и давлением с последующим отверждением, отл и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества изоляции, используют ленту с содержанием подклеивающего состава 10 — 30 г на

1 м площади подложки и площадью склейки

30 — 70, пропитку обмотки производят при температуре, при которой подклеивающий состав не переходит в жидкое состояние в течение времени, необходимого для полной пропитки обмотки, и выдерживают в автоклаве, по крайней мере, до совмещения пропиточного и подклеивающего составов.