Способ укладки валопровода в корпусе судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ((() 4753I 2

Союз Советских

Социалистических

Респтблнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.06.73 (21) 1937403/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.75. Бюллетень ¹ 24 (51) Ч. Кл. В 63h 23/34

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.1.037.5 (088.8) ло делам изобретений н открытий

Дата опубликования описания 22.09.75 (72) Авторы изобретения

А. П. Марков, В. Е. Сергеев, В. М. Мехренгин, О. А. Лифсон и А. В. Белозеров (71) Заявитель (54) СПОСОБ УКЛАДКИ ВАЛОПРОВОДА В КОРПУСЕ СУДНА

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к технологии центровки валопроводов при их монтаже.

Известны способы укладки вал опр овода в корпусе судна с измерением нагрузок на подшипники.

Цель изобретения — повысить долговечность и надежность валопровода за счет гарантированного оптимального загружения опор в процессе эксплуатации.

Это достигается за счет того, что валопровод при монтаже упруго искривляют относительно теоретической оси путем перемещения опор по высоте до получения на каждой из них величин нагрузок в пределах допустимого диапазона, определяемого с учетом конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.

Предлагаемый способ позволяет проводить монтаж валопровода как в направлении от базового механизма в корму, так и в направлении от гребного вала к главному двигателю.

В первом случае монтаж валопровода осуществляют следующим образом.

Базовый механизм (главный упорный подшипник, редуктор или двигатель) устанавливают на фундамент по теоретической оси линии вала, пробитой по плазовой разметке, и проводят его окончательное крепление.

После окончания всех сборочно-сварочных работ в кормовой оконечности судна имитируют (по весу) отсутствующие тяжеловесных механизмов и корректируют положение оси

5 линии вала по базовому механизму путем нанесения на торцы опор под подшипники гребного вала и на поперечные переборки контрольных окружностей, определяющих положение оси линии вала на корпусных конструк10 циях. Подшипники валопровода монтируют на отжимных приспособлениях, а в опорные фланцы подшипников устанавливают динамометры. После этого валы грузят на судно и соединяют их штатными болтами. Затем вало15 провод совместно с подшипниками вывешивают на динамометрах, и проводят контроль правильности укладки валопровода при монтаже (контроль может проводиться по величинам нагрузок, на динамометры — величины

20 нагрузок определяют от действия статических сил веса валопровода с учетом влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов; или по величинам смещений оси валопровода относительно теоретической

25 оси, являющейся продолжением оси вала базового механизма — величины смещений определяются одновременно с расчетом нагрузок на опоры, при этом также проводится учет конструктивны.;, технологических и эксплуата30 ционных факторов; пли смешенным методом—

475312

Составитель Ю. Чекулаев

Редактор М. Дмитриева Техред Л. Казачкова Корректор T. Добровольская

Заказ 2264/5 Изд. М 1561 Тирагк 529 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, гр. Сапунова, 2 опоры, на которых невозможно установить динамометры, проверяют по смещениям относительно контрольных окружностей, контроль на остальных опорах заключается в доведении нагрузок на динамометрах до расчетных).

В завершении процесса монтажа установочные прокладки пригоняют под подшипники валопровода и последние закрепляют.

Во втором случае монтажа валопровода (в направлении от гребного вала к главному двигателю) за базу принимают ось расточенных отверстий под опоры гребного вала, а существо операций по вывешиванию валопровода остается прежним.

Для предлагаемого способа укладки валопровода в корпусе судна характерны следующие отличительные особенности:

1. Вывешивание на динамометрах не отдельных участков валопровода, а всего валопровода.

2. Определение величины монтажных нагру. зок на опорах (а одновременно с ними величины смещений опор по высоте) от действия статических сил веса валопровода с обязательным учетом возможного перераспределения нагрузок на опорах от влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.

К конструктивным факторам относится необходимость учета фактической жесткости валопровода в каждом пролете. При этом подшипники валопровода не обязательно должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, так как предлагаемый способ укладки валопровода не требует равенства величин нагрузок на опорах.

К технологическим факторам относятся деформации кормовой оконечности, вызванные релаксацией сварочных напряжений и изменением упругой линии судна после спуска его на воду.

К эксплуатационным факторам относятся:

5 гидродинамические силы, возникающие на гребном винте, при работе его в неравномерном поле скоростей набегающего потока; деформации корпуса судна, вызванные волнением моря, изменением осадки в эксплуатаI0 ции и неравномерностью распределения грузов по длине судна; износ материала вкладышей подшипников валопровода.

3. Упругий изгиб при монтаже оси валопровода за счет перемещения подшипников по

15 высоте для получения на динамометрах каждого из них нагрузок, определенных изложенным способом. При этом гарантируется, что величины напряжений, возникающие в валах как в период их упругого изгиба при монта20 же, так и при дополнительном изгибе в эксплуатации, не будут превосходить допускаемых значений.

Прсдмет изобретения

Способ укладки валопровода в корпусе судна с измерением нагрузок на подшипники, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности валопро30 вода за счет гарантированного оптимального загружения опор в процессе эксплуатации, валопровод при монтаже упруго искривляют относительно теоретической оси путем перемещения опор по высоте до получения на каж35 дой из них величин нагрузок в пределах допустимого диапазона, определяемого с учетом конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.