Вертикальный гравитационный градиентометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е пп 475584
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 16.11.64 (21) 929574/26-25 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.06.75. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 19.09.75 (51) Ч, Кл. G Olv 7/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 550,831(088.8) (72) Автор изобретения
М. А. Телепин (71) Заявитель (54) ВЕРТИКАЛЪНЫЙ ГРАВИТАЦИОННЫЙ ГРАДИЕНТОМЕТР
Известен вертикальный гравитационный градиснтомстр, конструкция которого исключает боковые смещения и раскачку грузов без нарушения процесса непрерывного наблюДС! l l1Я.
Известны также спосоо и устройство для автоматического удержания чувствительной массы в поло>кенни нулевого отсчета с помощью обратной связи.
Предло>кенный градиентометр отличается от известных тем, что в нем на подвижной чувствительной системс укреплены электропроводягцие или электрополяризующиеся пластины, но одну сторону которых размещены соответственно по паре неподвижных пластин — электродов, связанных через потенциометрические регуляторы с датчиками, регистрирующими вращение основания вокруг взаимноперпендикулярных осей.
Такое конструктивное выполнение градиснтометра позволяет исключить влияние вращений основания нл отсчеты прибора при измерениях в движении.
На чертеже схематически изображен предлагаемый градиептометр.
Чувствительная система 1 состоит из расположенных друг над другом рычагов 1 и 2 нл,горизонта Iüíûõ крутильных нитях 3 и 4, наклонной нити 5, грузов 6 и 7 и устройства обратной связи 8.
Устройство 11 для исключения влияния вращений основания состоит из токопроводящих пли токополяризующихся пластин 9, не.>ор,ви>кных пластин — электродов 10, датчиков вращения 1 12 и потенциометрических регуляторов 13 и 11.
При измерениях градиента силы тяжести в движения па прибор действуют ускорения, возникающие при беспорядочном вращении основания вместе с приоором вокруг горизонтальных осей. Эти ускорения неодинаковы для верхнего и нижнего грузов и по своему влиянию на показания прибора эквивалентны реальному градиенту силы тяжести. Помехи от вращательных ускорений носят характер беспорядочных колебаний с весьма большой амплитудой н разнообразным спектром часто .
Они деллют невозможным удержание грузов в положении нулевого отсчета посредством
20 обратной связи.
Однако, действие вращения на показания приборл однозначно выражается через доступные измерению физические параметры, а именно — оно пропорционально сумме квад25 ратов компонент угловой скорости вращения по двум взаимно перпендикулярным осям.
И если на грузы или несущую их подвижную систему подавать силу (или момент силы), равную по величине и обратную по знаку, то
30 суммарная сила, действующая на грузы (или о й
) »
) L.
Техред T. Миронов»
Корректор Л. Котова
Редактор В. Федотов
Заказ 2?65>18 Изд. >>з 1568 Тира>к 619 По,и исн >е
Ц!!И1ЛПИ Государственного комитета Со Зета,11инист).ов CCCI!!0 делам изобретений и открытий
5>ссква,, Л(-35, Раугискаи наб., д. -1, 5
Тииог,>>и)и>и,: > .. Сии:,7>»|ÿ, " су,!мирlihlI .; Омеит, при 70»кной системе) будет равна и лю.
Тогда в качестве сдппствепиои ..р,:чипы, вы одящей i!îдвижиую систему из поло "c:,",я
ПУЛСI. ОГО 07 СЧСТа, ОСТСПСТСЯ Рса llзиос ИЗ - ПсIIпc . p 1пc!1т!l силы т1!жccти.
Конструкт.>вио .->то:i!;e лагастся Осуп)сети!!ть следу)ощим обра.ом.
I la одви>кной системс укрепляют токот1-) )Вод»и!ие или токо:1оляризующиеся пластпl!hl 9, вбл )зи которых 70 одну и ту >ке сторону vclcl нав,швают Ilo паре неподви>кных элсктродо!3
10, получающих элсктроиотепц )ал от дат ш1дуцируются заряды, пропорциональные па сии!0 потенциала между ка>кдой парой и 10. Для ТО, 0 >IT00hl эт11
cIlI 7011 сацип коэффициент, электро. отсиц)!ал 1 од",þò через потснциометрическис регуляторы
13 и 14, правильное положение которых находят опь1тным путем в процессе отладочных ис:!ытаиий прибора. Ila каждую пару плас)1!и
10 э,icêòpî!!отсициал подастся от сво г0 !аl I:!K2 Пр !чС51 11Т IHI . IТО опи р 171: тр,pyloT вра!цепие во1<руг !3запмнопсрпспдик> ляр ых горизо!!тальпых осей.
IIpc7»el изобретения
Всрт пка IhlihlH i рави ационн!1й гра!1И !IIToilc7p для измерений градиента силы тяжести !!» подвижном ocH013BilH!l, содсржяцlий ч, Бс 1 10 1)п Гелы!уio <истему l<011ctpi ???????????? ??????,710>)а10щую бокову)о раскачку грузов, и устрОиствО обратной с )язи для и.: автоматического удержания в поло>кении нулевого отсчета, о-. л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения
15 то;ности измерений, в ием па подвижной чувствительной системе укреплены электрон )о!30.<5!IIièñ илi! э. 101I, io одну сторону от которых размещены соответственно пo парс неподвижных Ilëàñòèí—
20 электро 1ов, связанных через )ютсициометричсскис регуляторы с датч;!камп, реги-.т)эирую>цпми в))BHieiil!е основания зокруг взаимно-!с:ис,.<1!куг!ярп!)х о.ей.