Узел соединения стержней обмотки статора электрической машины с жидкостным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ц 475706 Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 23.08.72 (21) 1821942/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.06.75. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 22.09.75 (51) М. Кл. Н 02k 3/22

Государственный комитет

Совета Министров СССР

10 делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.322. .045.2-713 (088.8) (72) Автор изобретения

Г. И. Шур (71) Заявитель (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ СТЕРЖНЕЙ ОБМОТКИ

СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электрическим машинам большой мощности, стержневая обмотка статора которых имеет внутрипроводниковое жидкостное охлаждение.

Известна конструкция узла соединения стержней обмотки статора электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащего колпачок из изоляционного материала, в котором размещены наконечник с полыми и сплошными проводниками и наконечник с герметично закрепленными полыми проводникамии.

Однако безкомпаундная установка колпачков на головках лобовых частей обмотки статора не позволяет использовать их для крепления головок путем применения известных устройств, фиксирующих между собой смежные колпачки. Кроме того, при нарушении герметичности крепления полых проводников охлаждающая жидкость может проникнуть в наконечнике со сплошными проводниками для электрического соединения стержней обмотки.

С целью повышения надежности крепления и герметизации обмотки, наконечник с полыми и сплошными проводниками предложенного узла закреплен в колпачке покрывающим его торец компаундом, а колпачок в зоне, свободной от компаунда, выполнен с отверстием для выхода охлаждающей жидкости в случае нарушения герметичности.

В предложенной конструкции компаунд не только создает надежную герметизацию от проникновения охлаждающей жидкости под изоляцию, но и обеспечивает крепление колпачка, что является необходимым условием для крепления головок путем применения устройств, фиксирующих между собой смежные колпачки.

Если для более надежного крепления кол1() пачков на головках используется прочный компаунд, который, однако, может давать трещины, то колпачки заполняются двумя слоями компаунда, причем слой компаунда, закрепляющий наконечник в колпачке, выполнен на эпоксидной основе, а герметизирующий слой, покрывающий торец наконечника, на битумной. Достаточно высокая окружающая температура создает наиболее благоприятные условия для герметизации таким компаундом. Наиболее целесообразно использовать заливку вторым слоем термопластичного компаунда верхние головки лобовых частей вертикальных электрических машин, у которых нарушение герметичных соединений

25 наиболее опасно, так как прорвавшаяся охлаждающая жидкость сразу стремится проникнуть под изоляцию. Если на внешней поверхности колпачка у переливного отверстия в качестве индикаторного покрытия нанесена

30 растворимая краска, то утечка охлаждающей

475706 жидкости может быть обнаружена по ее подтекам.

На фиг. 1 изображена часть статора с верхней лобовой частью обмотки и изолирующим колпачком; на фиг. 2 — разрез головки лобовой части; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.

Стержни 1, 2 состоят из сплошных и полых проводников соответственно 3, 4, покрытых изоляцией 5. Сплошные проводники оканчиваются в наконечниках 6 для электрического соединения стержней 1, 2, а полые проходят через них и герметично присоединяются к наконечникам 7 для гидравлического соединения. Наконечники 6 соединяются между собой посредством хомутиков 8 и клиньев 9, а наконечники 7 соединяются между собой герметично посредством трубок 10. Зоны такого соединения образуют головки 11, которые изолируются колпачками 12, 13. Колпачки 12 укреплены на головках 11 неподвижно при помощи компаунда 14, уровень которого (зеркало 15) находится между наконечниками 6, 7 соответственно для электрического и гидравлического соединения стержней 1, 2.

Компаунд 14 закрывает наконечники 6 для электрического соединения стержней 1, 2 и концы входящих в них сплошных проводников 3 и оставляет открытыми места герметичных соединений полых проводников (или специальных трубок) 4 с наконечниками 7 для гидравлического соединения.

При таком исполнении каждый полый проводник 4 окружен компаундом 14, который создает надежную преграду для проникновения охлаждающей жидкости. Компаунд 14 может заполнять колпачки 12 в два слоя: на участке Л механически более прочный слой, но не гарантирующий герметичного заполнения, например, на эпоксидной основе; на участке Б — герметизирующий слой, например, на битумной основе. На уровне зеркала 15 компаунда 14 в колпачке 12 имеется переливное отверстие 16, которое закрыто съемным колпачком 13. Для направленного выхода возможной утечки охлаждающей жидкости на внешней поверхности колпачка 12 имеется направляющая канавка 17, которая начинается у отверстия 16 и выходит за пределы съемного колпачка 13, у конца которой на площадке 18 нанесена растворимая в охлаж30 наконечник с полыми и сплошными проводниками, и наконечник с герметично закрепленными полыми проводниками, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, первый из упомянутых наконечников закреплен в колпачке покрывающим его торец компаундом, а колпачок выполнен с отверстием для выхода охлаждающей жидкости в случае нарушения герме40, тичности.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что слой компаунда, закрепляющий наконечник в колпачке, выполнен на эпоксидной основе, а герметизирующий слой компаунда, по45

5

25 дающей жидкости краска, являющаяся индикатором ее возможной утечки.

В случае нарушения герметичности соединения полых проводников 4 и трубок 10 с наконечниками 7 охлаждающая жидкость стекает по полым проводникам 4, доходит до зеркала 15 компаунда 14, но не может далее проникнуть между проводниками 3, 4 через наконечник 6 под изоляцию 5, а вытекает через переливное отверстие 16, опускается по канавке 17, попадает на площадку 18, покрытую растворимой краской и оставляет следы, по которым обнаруживается поврежденная головка, для ремонта которой открывается съемная часть колпачка 13.

Таким образом, в предложенной конструкции узла соединения стержней обмотки статора исключена возможность попадания охлаждающей жидкости из мест поврежденных герметичных соединений под изоляцию, головки с поврежденными соединениями быстро обнаруживаются и имеется возможность использовать изоляционные колпачки для крепления смежных головок между собой.

Предмет изобретения

1. Узел соединения стержней обмотки статора электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий колпачок из изоляционного материала, в котором размещены крывающий торец наконечника, выполнен на битумной основе.

3. Узел по п. 1, 2, отличающийся тем, что на внешней поверхности колпачка у отверстия нанесено индикаторное покрытие, например растворимая в охлаждающей жидкости краска.

475706

Фиг. 1

УЗел1

Фиг. 3

Составитель С. Рябова

Техред Е. Подурушина

Корректор Л. Орлова

Редактор В. Левлтов

Тпография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2305/13 Изд. № 1558 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5