Гидравлический привод рабочих органов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii! 475970
Союз Советских
Социалнстическиг
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.07.73 (21) 1939459/30-15 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.07.75. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 13.!1.75 (51) М. Кл. А Olb 63/10
Государстеекпый комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 631.3.072. .3-082 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. А. Духанов и В. Г. Пруцков (71) Заявитель
Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД РАБОЧИХ ОРГАНОВ
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для управления раоочими органами сельскохозяйственных машин.
Известен гидравлический привод рабочих органов сельскохозяйственной машины, содержащий гидроцилиндр двустороннего действия, полости которого сообщены с управляемым золотником через дроссель, и два запорных клапана, попеременно включаемых в работу соосно расположенным с ними толкатслем.
Основным недостатком известного гидропривода является низкая его надежность, обусловленная частыми засорениями дроссельного отверстия посторонними твердыми частицами, попадающими в гидросистему зерноуборочного комбайна при сборке, при эксплуатации во время заправки, а также продуктами интенсивного износа плунжерных пар узлов гидросистемы в период обкатки машин.
Засорения дроссельных отверстий неизбежно приводят к отказам в работе гидропривода, к необходимости разборки и очистки дросселей в полевых условиях, что дополнительно загрязняет гидросистему.
Для предохранения от засорения дроссельных отверстий по обе стороны от них устанавливают фильтрующие сетки, что частично повышает надежность гидропривола. но слп няет дроссельный узел и вызывает необходимость периодической очистки фильтрующих сеток.
Целью изобретения является повышение надежности работы привода путем исключения влияния посторонних включений рабочей жидкости на параметры дросселя, а также создание условий для регулирования параметров дросселя. Это достигается тем, что дроссель выполнен в виде пазов, образованных на контактирующих с толкателем торцовых поверхностях седел запорных клапанов, причем в седлах запорных клапанов установлены перемещаемые в осевом направлении втулки на
15 резьбе.
Такое выполнение гидравлического привода позволяет упростить его конструкцию, значительно повысить надежность работы и создать условия для регулирования привода путем из2О менения проходного сечения дросселя.
На фиг. 1 приведена принципиальная схема предлагаемого привода при нейтральном положении золотника, толкателя запорных клапанов и гидроцилиндра; на фиг. 2 — то же, 25 при крайнем верхнем положении золотника и нижних положениях гидроцилиндра и толкателя запорных клапанов; на фиг. 3 — то же, при крайнем нижнем положении золотника и верхних положениях гидроцилиндра и толказо теля запорных клапанов; на фиг. 4 — вариан475970 ты выполнения пазов на торцовых плоскостях седел запорных клапанов; на фиг. 5 — вариант установки резьоовой втулки в седле запорного клапана.
Гидравлический привод для управления рабочими органами сельскохозяйственной машины, например вариатором скорости зерноуборочного комбайна, содер>кит исполнительный гидроцилиндр 1 (фиг. 1), установленный а раме 2 комоайна и соединенный с подвиж»в!м !)„ !Оком 3 шкивов клиноременного вариатора 4, запорные клапаны 5 с торцовым пазом 6 и золотник 7, размещенные на площадке водителя комбайна и сообщенные трубопроводами с гидроцилиндром 1, источником;I,àâëo»èÿ 8 и гидробаком 9.
Гидроцилиндр 1 двустороннего действия и его шток 10 выходят на одну сторону. Поршень 11, располо>кснный в корпусе 12 гидроцилипдра 1, делит его внутреннюю часть па две полости 13 и 14 с выходными отверстиями
15 и 16. Корпус 12 шарнирно закреплен на раме 2 комбайна, а его шток 10 соединен с подви>кным Оло! Ом 3 и!кивов кл!»!Орем ilHol в!!риатора 4.
Золотник 7 — трсхпозиционный, Его шток
17, находящийся в продольном отверстии корпуса, удерживается в нейтральном положении пружиной 18 в сочетании с опорнь!ми шайбами 19 и 20. На штоке 17 золотника выполнены четыре кольцевые проточки 21 — 24, образующих пять кольцевых выступов 25 29.
Корпус золотника 7 в своем продольном отверстии имеет шесть кольцевых выступов 3035, образованных пятью кольцевыми полостями 36 — 40.
Параллельно отверстию в корпусе золотника 7 выполнены отверстия 41 и 42, закрытые с торцов.
В отверстии 41 располо>кены запорные клапаны 5, состоящие из шариков 43 и 44, установленных в седлах 45 и 46 и прижатых к»им пружинами 47 и 48, между которыми размещен толкатель 49. На нижнем торце седла 45 запорного клапана выполнен дроссельный паз
6 с расходящимися краями.
Полости запорных клапанов со стороны шариков сообщены с полостями гидроцилиндра каналами 50 и 51, а полости запорных клапанов со стороны толкатсля каналами 52 и 53-— с кольцевыми полостями 37 и 39 корпуса золотника.
В отверстии 42 корпуса золотника находится переливной клапан 54 с дроссельным огверстием 55, подпружиненный пружиной 56 в сторону агнетательного потока, а также выполнены три кольцевые полости 57 — 59. Кольцевая полость 57 является заклапапной Iioлостью переливного клапана 54, она через каналы 60 — 63, продольное отверстие и его кольцевую полость 40 сообщена с выходным отверстием 64. Кольцевая полость 58 каналом
65 связана с кольцевой полостью 36, а каналом 66 — с каналом 63 и выходным отверстием 64. И, наконец, кольцевая полость 59 являа
io
)5
>0 .".5 зо
4О
;-!О
65 оТсН предк.!апанной ilo;loc rheo, KOTopdH каналом 67 соединена с кольцевой полостью 38 и входным отверстием 68.
Входное 68 и выходное 64 отверстия корпуса золотника трубопроводами 69 и 70 сообщены с источником давления 8 и гидробаком 9.
Се !сц!!с нерегулируемоro дроссельного паза
6 на левом торце седла 45 запорного клапана может быть выполнено в виде треугольно!о
71, трапецеидальпого 72 и цилиндрического
73 пазов (фиг. 4).
Для получения регулируемого проходного сечения паза 6 применена резьбовая втулка
74, установленная на резьбе в седле 45 запорного клапана (фиг. 5).
Привод работает следу!ощим образом.
При отсутствии р чно!о или автоматического воздействия на шток 17 золоти!ика 7 центрпрующая пружина 18 удерживает шток
17 в нейтральном положе»HH, вследствис чего его кольцевые проточки 21 — 24 сообщаются с кольцевыми полостями 36 40 корпуcа золотника. При этом кольцевые проточки 22 и 24 связывают по две кольцсвыс полости 36 с 37 и 39 с 40 корпуса, а кольцевая проточка 21 штока 17 устанавливается против канала 60 корпуса золотника. Ьлагодаря такому расположению штока 17 в корпусе золотника 7 поток рабочей жидкости от источника давления
8 по трубопроводу 69 поступает в полость 59 перелив»ого клапана 54, после чего часть потока рабочей жидкости проходит через дроссельное отверстие 55 перелив»ого клапана 54 в полость 57, а затем через каналы 60 — 63, кольцевую проточку 21, полость 40 и трубопровод 70 сливается в гидробак 9. При этом в полостях 59 и 57 создается перепад давле-! ий, вследствие которого клапан 54, преодолевая усилие пру>кипы 56, перемещается вверх и сообщает полости 59 и 58. Л основная часть потока рабочей жидкости из полости 59 поступает в кольцевую полость 58 и по каналам 66 и 63, трубопроводу 70 также псретекаei в гидробак 9.
Если необходимо изменить поло>кение подвижного блока 3 (фиг. 2) клиноремепного вариатора 4, например повернуть его по часовой стрелке, шток 17 золотника 7 поднимают.
После чего кольцевым выступом 27 штока кольцевая полость 37 сообщается с кольцевой полостью 38, а кольцевым выступом 26 разобщается канал 60, соединяющий заклапанную полость 57 переливного клапана 54 со сливом, в результате усилием пружины 56 переливной клапан 54 опускается вниз и разоощает предклапанну!О полость 59 с полостью 58, а поток рабочей жидкости от источника давления 8 через трубопровод 69, каналы 67 и 52, предклапанную полость 59 переливного клапана 54, кольцевые полости 37 и 38 поступает в полость верхнего запорного клапана 5 и перемещает "îëêàòåëü 49 вниз до упора в седло
46, при этом толкатель опускает шарик 44, сжимая пружину 48. Через отвер475970 стие в седле 45, поднимая шарик 43 и сжимая пружину 47, поток рабочей жидкости перетекает по каналу 50 в полость 13 гилроцилинлра 1, передвигая его поршень 11 вниз.
Перемещение поршня 11 вниз, а следовательно и штока 10, вызывает поворот подвижного блока 3 по часовой стрелке, что изменяет скорость комбайна.
Одновременно с поступлением рабочей жидкости в полость 13 гидроцилиндра 1 из его противоположной полости 14 жидкость вытесняется через каналы 51, 53, 62 и 63 и трубопровод 70 в гидробак 9.
При возвращении штока 17 золотника 7 в нейтральное положение (фиг. 1) полость запорного клапана 5 со стороны толкателя сооощается через кольцевые полости 37, Зб, каiiaлы 52, 61, 62 и 63 и трубопровод 70 со сливом, poýòîìó толкатель 49 под действием пружины 48 через шарик 44 возвращается в нейтральное положение, а отверстия в седлах 45, 46 вновь закрываются шариками 43 и 44, и полости 13 и 14 гидроцилиндра 1 запираются, удер>кивая таким образом через поршень 1! и шток 10 подвижный блок 3 от опускания под собственным весом.
Для поворота подвижного блока 3 (фиг. 3) против часовой стрелки шток 17 золотника 7 опускается. После чего кольцевым выступом
28 штока 17 кольцевая полость 39 сообщается с кольцевой полостью 38 и разъединяется с кольцевой полостью 40, а кольцевым выступом
2 5 разобщается канал 60.
В результате переливной клапан 54 опускается, закрыв проход лля жидкости на слив, а готок рабочей жидкости от источника давления 8 чспез трубопровод 69, каналы 67 и 53, прелклапанную полость 59 переливного клапана 54, кольцсвые полости 38 и 39 поступает в заклапанную полость нижнего запорного клапана 5 и поднимает толкатель 49 до упора в седло 45. Толкатель своим верхним торцом замыкает паз 6, превращая его в дроссель, поднимает шарик 43, сжимая пружину, соединяя полости запорного клапана со стороны шарика и со стороны толкателя между сооой через дроссельный паз 6.
Из полости нижнего запорного клапана со стороны толкателя через отверстие в седле 46, опуская шарик 44 и сжимая пружину, поток рабочей жидкости перетекает по каналу 51 в полость 14 гидроцилиндра 1, перемещая его поршень 11 вверх. Это вызывает поворот подвижного блока 3 против часовой стрелки.
Такому же перемещению блока 3 способствует и его вес, что приводит к очень быстрому опу-! о сканию блока 3, повышенной скорости изменения передаточного отношения клиноременного вариатора 4 и быстрому износу ремней.
Для ограничения скорости перемеп.ения блока против часовой стрелки служит дроссельныи
l5 паз 6, расположенный на пути вытсспяемого из полости 13 потока рабочей жидкости, который по трубопроводу 70, каналам 50, 52, 61, 62 и 63 через лроссельный паз б. полости 37 и Зб перетекает в гидробак 9.
>о При вазвращении штока 17 золотника 7 в его нейтральное положение гилроцилиндр 1
aanHnaeTcz mapnii4 43 is 4-!.
Прслмст изобретсппя
1. Гилравличсский привод рабочих органов, содержащий гилроцилиндр двустороннего действия. полости которого сообщены с упзо равляемым золотником через дроссель, и два запорных клапана, попеременно включаемых з работу соосно расположенным с ними толкателем, отлич а ющи йся тем, что, с целью повышения надежности работы дросселя п) тем исключения влил|ил посторонних включений рабочей жидкости на его параметры, лросссль выполнен з впле пазов, образо iaiiных на контактирующих с толкателем торцовых поверхностях селел запорных клапанов.
4о 2. Привод по п. 1. отличающийся тем. что, с целью регулирования параметров дросселя, в седлах запорных клапанов установлены перемещаемые в осевом направлении втулки.
45 3. Привод по пп. ), 2, отл и ч а и щи и с я тем, что втулки установлены в седлах запорных клапанов на резьос.
475970
Составитель В. Паклин
Техред T. Курилко
Редактор Е. Сотник
Корректоры: Е. Давыдкина и В. Дод
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2710 5 Изд. ¹ 873 Тираж 619 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5