Ползун

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

»1 476130

ОП КСАН ИЕ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 23.01.74 (21) 1991548/25-8 (51) М. К.7. В 23с1 1/02 с присоединением за"",âêè ¹

Государствеввык комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и откоытий (23) Приоритет

Опубликовано 05.07.75. Б!Оллетснь ¹ 25

Дата опубликования описания 25.10.75 (53) УД1 621.836.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

M. A. Шиманович и В. T. Левшунов (71) Заявитель (54) ПОЛЗУН

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в высокоточных, например, токарных станках для обраоотки торцов тонкостенных дисков, в которых подвижный узел, например ползун, перемещается по направляющим, представляющим собой скалки, сопряженные с гидростатпческими подшипниками.

Известны ползуны, установленные в направляющих, образованных одной или несколькими скалками, сопря>кенными с гидростатическими опорами, и перемещаемые гидроприводом относительно основания вдоль направляющих.

Недостатком известных ползунов являются сложность конструкции и монтажа, вызываемые необходимостью изготовления и точностью установки относительно направляющих гидроцилиндра привода ползуна, а так>ке уплотнения штока. При этом неизбе>кная непараллельность цилиндра скалкам, трение уплотнений поршня и штока с корпусом усложняют получение медленных плавных перемещений ползуна.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение эксплуатационных качеств ползуна.

Это достигается тем, что по меньшей мере одна скалка неподви>кно закреплена в ползуне и подвижно установлена в гидростатических подшипишсах, выполненных в основании, а ее торцы ряс17оло>кеиы в полостях, связанных с исто шиком дяв7ения жидкости, ооразуя гидропривод. При этом полости гидроприВОда могут быть сосд1;иc;Iai с Гидростятическими поди!ипниками через зазор между

СКаЛКой И ОСНОВЯИИЕМ И ПОДИ.IЮЧЕНЫ К СЛИВиой магистрали через управляемое гидравлическое сопротивление, например сумматора

10 расходов.

На фиг. 1 изобра>кен предлагаемый ползун в продольном разрезе; на фиг. 2 — то жс, поперечный разрез; на фиг. 3 — вариант выполнения ползуна, у которого полости гидро15 привода соединены с гидростатическими 110;1шипниками (в продольном разрезе).

Ползун 1, несущ!ш резцедержатель 2, установлен в направляющих, образованных двумя скалками 3, Входящими в отверстия осно20 вания, в которых имеются гидростатические подшипники 4 с несущими кярмщ1ями 5, сосдииеиными через дроссели 6 с источником давления Р . Несущие карманы 5 окру>иены кольцевыми дпсияжиыми канавками 7, coP;l,ll25 пенными со сливной магистралью 8. Концы скалок 3 входят в полости 9 — 12 гидроприво;Ia, которые образованы колпаками 13, зяОс!1Овяиии 4. ЗазОр скя,7ках!и 3 и колпак!Iз!и 13 можст Оь!ть Iipо31 извольиым, ilai7pII»cp равен 2 мм. Полости 9

476130

l5

25 зо

4J и 10 соединены между собой магистралью 14 и образуют правую полость гидропривода, а полости !1 и 12 — магистралью 15 и образуют левую полость гидропривода. Магистрали

14 и 15 соединены соответственно магистралями 16 и 17 с управляющим устройством 18, которое коммутируется с источником давления и сливной магистралью. Управляющее устройство 18 может иметь обычную мостовую схему, образованную сумматором и делителем расходов в виде золотника или аппаратов типа «сопла-заслонка».

На фиг. 3 (вариант выполнения устройства) несущие карманы 5 гидростатических подшипников соединены с полостями 9 — 12 гидропривода через зазор 19 между скалками 3 и основанием 4. Соединенные между собой магистралями 14 и 15 полости 9 и 10, 11 и 12 посредством магистралей 16 и 17 через управляемое гидравлическое сопротивление (сумматор расходов) 20 подключены к сливной магистр али.

Работа ползуна осуществляется следующим образом.

Рабочая жидкость от источника давления

Р» через дроссели 6 нагнетается в несущие карманы 5 гидростатических подшипников и тем самым центрирует скалки 3. В результате этого ползун 1 с резцедержателем 2 может перемещаться на жестком слое жидкости, не касаясь основания 4, т. е. между скалками 3 и основанием 4 имеет место жидкостное трение. Вытекающая из несущих карманов 5 жидкость собирается в дренажных канавках

7 и отводится в сливную магистраль 8.

Для осуществления перемещений ползуна 1 относительно корпуса 4 посредством управляющего устройства 18 создают разность давлений между правыми полостями (9 и 10) и левыми (11 и 12). Для перемещения ползуна

1 вправо давление в полостях 11 и 12 должно быть выше давления в полостях 9 и 10, а для перемещения влево — наоборот. Развиваемое гидроприводом усилие перемещения равно произведению разности давлений в противоположных полостях на сумму поперечных сечений скалок. Скорость перемещения зависит от расходов жидкости, нагнетаемой в указанные полости.

Для получения малых скоростей и плавных перемещений ползуна 1 полости 9 — 12 (фиг. 3) соединяют через зазор 19 с несущимч карманами 5. Утечки из карманов 5 через этот зазор попадают в полости 9 — 12. Разность давления в полостях, обеспечивающая перемещение ползуна, создается при помощи сумматора расходов 20, При таком выполнении ползуна отпадает необходимость в специальном гидроприводе, поршень и штоки которого надо уплотнять и выставлять параллельно направляющим, Это исключает защемление штоков, поршня и скалок, что в сочетании с жидкостным трением позволяет получить исключительно высокие прямолинейность и плавность при малых скоростях перемещений.

Предмет изобретения

1. Ползун, установленный в направляющих, образованных одной или несколькими скалками, сопряженными с гидростатическими подшипниками, и перемещаемый гидроприводом вдоль направляющих относите,чьно основания, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, по меньшей мере одна скалка неподвижно закреплена B ползуне и подвижно i становлена в гидростатических подшипниках, выполненных в основании, а ес торцы расположены в полостях, связанных с источником давления жидкости, 2. Ползун по п. 1, о т л и ч а и шийся тем, что полости гидропривода соединены с гидростатическими подшипниками через зазор между скалкой и основанием и подключены к сливной магистрали через управляемое гидравлическое сопротивление, например сумматор расходов.

10

7З 7

2 с1 q

71 19 6 7

12

Рис Л

Редактор И. Бродская

Корректоры: T. Фисенко и Й. Позняковская

Заказ 2570j15 Изд. ¹ 892 Тираж 1061

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4!5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

73

;57Z 16

Фиг 1

Составитель В. Алехин

Техред М. Семенов