Упруго-предохранительная центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП пИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (ti) 476388
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.06.73 (21) 1936650/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.07.75. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 21.04.76 (51) М. Кл. Г 16d 43/20
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. Д. Есин, А. В. Хашковский, В. А. Щучкин, Г. И, Калягин и Н. Ф. Кривощапов
Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) УПРУГО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ЦЕНТРОБЕ)КНАЯ
МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинных агрегатах и механизмах, работающих в условиях значительного изменения возмущающих моментов.
Известна упруго-предохранительная центробежная муфта, содержащая центральное колесо и сателлиты, фрикционно связанные с подпружиненными дисками, несущими дебалансы. Эта муфта обеспечивает пробуксовку соединяемых валов относительно друг друга в случае превышения допустимой величины передаваемого момента.
Однако с помощью такой муфты можно соединять валы, установленные строго соосно.
С целью компенсации несоосности соединяемых валов муфта снабжена второй такой же муфтой, установленной заркально симметрично первой, при этом центральные колеса муфт соединены соответственно с ведомым и ведущим валами, а сателлиты соединены попарно с помощью общих дебалансов, каждый из которых выполнен в виде рычагов-масс, шарнирно связанных между собой и жестко — с дисками сателлитов. Эта муфта позволяет компенсировать неизбежную расцентровку осей соединяемых валом за счет дополнительной относительной деформации рычагов-масс и тем самым повышает надежность машины за счет устранения дополнительных нагрузок на опорные узлы, вызываемых расцентровкой валов.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муф5 та; на фиг. 2 представлена кинематическая схема муфты.
Муфта состоит из двух одинаковых муфт, расположенных заркально симметрично друг другу, каждая из которых имеет центральное
10 колесо 1, сателлиты 2, связанные обоймой 3.
На осях 4 установлены диски 5, прижатые к сателлитам с помощью пружины 6, регулируемой гайкой 7. Между сателлитом и диском находится фрикционная прокладка 8.
15 Сателлиты муфт попарно связаны между собой упругими связями, являющимися дебалансами по отношению к сателлитам. Каждый дебаланс выполнен в виде пары рычагов-масс 9, шарнирно связанных между со20 бой и жестко соединенных с дисками соответствующих сателлитов, Центральное колесо одной муфты неподвижно установлено на ведущем валу 10, а аналогичное колесо другой муфты на ведомом валу 11.
25 Работа муфты основана на использовании центробежной силы Р„(фиг. 2), действующей на неуравновешенные рычаги-массы 9 упругих связей при вращении муфты с угловой скоростью о около осп вращения о. СоставЗО ляющие iVi u Жз этой силы дают на пле476388 чах АВ и BC моменты, которые уравновешиваются силами Т, иТ, величина которых при заданном значении моментов М> и Мг, приложенных к полумуфтам, определяется выражением:
rp rc rp гс где г„— радиус основной окружности зубчатого венца центр ального колеса;
r< — радиус основной окружности сателлита.
В предлагаемой центробежной муфте возможность пробуксовки достигается за счет того, что между диском 5 и сателлитом 2 существует фрикционная связь с помощью фрикционной накладки 8, а величина момента трения на торцовых поверхностях регулируется с помощью гайки 7 и пружины 6, что обеспечивает возможность настройки муфты на пробуксовку при определенном значении величины передаваемого вращающего момента, В
20 момент пробуксовки сателлит 2 свободно вращается относительно оси 4. При этом обеспечивается разрыв кинематической связи между муфтами.
Предмет изобретения
Упруго-предохранительная центробежная муфта, содержащая центральное колесо и сателлиты, фрикционно связанные с подпружиненными дисками, несущими дебалансы, отличающаяся тем, что, с целью компенсации несоосности соединяемых валов, она снабжена второй такой же муфтой, установленной зеркально симметрично первой, при этом центральные колеса муфт соединены соответственно с ведомым и ведущим валами, а сателлиты соединены попарно с помощью общих дебалансов, каждый из которых выполнен в виде рычагов-масс, шарнирно связанных между собой и жестко — с дисками сателлитов.
476388
l0
Жиг
Составитель И. Антипова
Техред М. Семенов
Корректор Е. Рожкова
Редактор Е. Сотник
Типография, пр. Сапунова, 2
Зак 755/3 Изд. № 44 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5