Гидродинамическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е «»1 47639 3
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.12.73 (21) 1977775/24-6 с присоединением заявки ачв (51) М. Кл. F 16h 41/00 государственный комитет (3) 11риоритет
Совета Министров СССР
Опубликовано 05.07.75. Бюллетень « ч"е 25 (53) УДК 621.226.5 (088.8) по делам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 06.11.75 (72) Авторы изобретения
Э. Г. Дворкин, Н. И. Крылов, В. И. Хромов и Л. И. Рымаренко (71) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности, к производству гидродинамических передач.
Известны гидродинамичсские передачи с несоосными ведущим и ведомым валами, содержащие насосное и турбинное колеса, реакторы и устройство для сообщения каналов
lldcocIIol o и 1у1«оип««ого колес.
Однаковизвестны,х передачах устройство для сообщения каналов насосного и турбинного колес выполнено в виде двух отдельных спиральных диффузоров, увеличивающих габариты передачи и путь движения рабочей
)кидкости, что снижает экономичность передачи, Цель изобретения — уменьшить габариты передачи и увеличить ее экономичность за счет упрощения формы каналов рабочей полости.
В предлагаемой конструкции это достигается тем, что устройство для сообщения каналов насосного и турбинного колес выполнено в виде неподвижного криволинейного колена, обращенного торцами к насосному и турбинному колесам. В колене имеются кольцевая полость, соединяющая выходные каналы наcocIloI o колеса со входными каналами турбинно"o колеса, и центральная полость, соединяющая выходные каналы турбинного колеса со входными каналами насосного колеса, а реакторы закреплены в торцах колена.
На фиг. 1 и 2 показа «ы гидродинамические передачи с нссоосными валами (два варианта исполнения).
В подши:шиковой опоре 1 корпуса 2 расположен ведущий вал 3 с насосным колесом 4, а в подшипниковой опоре 5 корпуса 6 несоосно расположен всдомый ваl (с туроинным ко«cco» 8. Между корпусами 2 и 6 установлено неподвижнос криволи««ейное колено 9, в
lO котором кольцевая полость 10 соединяет выходные каналы насосного колеса 4 со входными каналами турбшшого,колеса 8, а централш«ая полость 11 соед«шяет выходные каналы турб««нного колеса 8 со «ходными канала15 мн 1«асосного колеса 4. 3а выходом из насосного колеса 4 расположен реактор 12, перед входом жидкости в турбинное колесо расположен реактор 13, а за выходом из Iypo«IIII«oI.o колеса — реактор 14.
2О Гидродишамичсская передача может быть выполнена с несквозным ведомым валом 7 турбинного колеса 8 (как показано на фиг. 1) или со сквозным ведомым валом 7 турбиннс го колеса 8 (фиг. 2), у которого оба конца
25 выходят из корпуса. Во втором случае колесо
9 имеет отверстие 15 для прохода через него одно;о из концов вала 7 и кольцевую перемычку 16, разделяющую между собой, полости
10 и 11 колена 9.
3О При указанных вариантах исполнения валы
3 и 7 могут,поменять свои функции. Так, на
476393 вал 3 может быть насажено турбинное колесо, и он станет ведомым валом, а па вал 7 может быть насажено насосное колесо, и он станет ведущи м валом. Соответственно меняются местами и реакторы.
Гидропередача работает следующим образом.
Ведущий вал 3 с насосным коленом 4 вращается от двигателя (на чертежах не показан), при этом потоку жидкости сообщается движение от оси вращения насосного <олеса к его периферии. Пройдя через насоспо(: колесо 4, поток жидкости имеет получепну1о о г насоса закрутку. Реактор 12 раскручивает поток жидкости и направляет его по кольцевой полости 10 колена 9. Благодаря движению жидкости вдоль образующих кольцевой полости без вращения снижаются гидравлические потери. Кольцевая полость 10 также обеспечивает поворот потока жидкости и движение ее от насосного колеса 4 к несоосно расположенному турбшшому колесу 8. Далее, поток жидкости, проходя через реактор 13, получает необходимую для турбшшого колеса 8 закрутку, а поток жидкости, проходящий через турбинное колесо от периферии к центру, сообщает ему и ведомому валу 7 необходимое вращение. После турбинного колеса 8 поток жидкости проходит через реактор 14, который направляет его ракрученным внутрь центральной полости 11 колена 9, ко входу в несоосно расположенное насосное колесо, и цикл повторяется. Центральная полость 11 колена 9 ооеспечивает поворот потока жидкости и движение ее от турбшшого колеса 8 к насосному колесу 4 с минимальными гидравлическими потеря м и.
При конструктивном исполнении по фиг. 2 поток жидкости, пдуш,пй от насосного колеса
4 к турбинному колесу 8, огибает перемычку
16 без заметных потерь, т. к. поперечное сечение этой перемычки мало по сравнению с живым сечением кольцевой полости 10, а также в связи с возможностью обеопечения невысоких скоростей движения жидкости в полости
10, за c÷år легко осуществимых больших сечений этой полости.
l5
Предмет изобретения
Гпдродинамнческая передача с несоосными ведущим и ведомым валами, содержащая насосное, турбшшое колеса, реакторы и устройство для сообщения каналов насосного и турбинного колес, отл и ч а юща я ся тем, что, с целью уменьшения габаритов и увеличения экономичности передачи, упомянутое устройство выполнено в впдс не .подвижного криволи -"> пейного колена, обращенного торцами к насосному и турбинному колесам, причем в колене выполнены кольцевая полость, соединяющая выходные каналы насосного колеса со входными каналами турбинного колеса, и
Зэ центральная полость, соединяющая выходные каналы турбинного колеса со входными каналамп насосного колеса, а реакторы закреплены в торцах упомянутого колена.
476393 о
Составитель С. Стесин
Текред M. Семенов
Редактор М. Васильева
Корректор О. Тюрина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2733/6 Изд. \в 890 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4, 5