Способ измерения динамических характеристик зубчатого зацепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬГЕтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

„„иьазв

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.03.73 (21) 1892679/25-28 (51) Ч. Кл. G 01b 5/20 с присоединением заявки М

ГосУдаРственный комитет (23) т1р нор итет

Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий

Опубликовано 05.07.75. Бюллетень М 25

Дата опубликования описания 27.11.75 (53) 3 ДК 531 717 2 621 .833 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Н. Павлов, В. П. Кадомский, М. В. Райко и В. С. Белоус (71) Заявитель

Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт енеров гражданской авиации

- rs

Фэ ))

1:Х1 1 Р 1Р .

" v) 1" . 1. г1 911 (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к контролю зубчатых зацеплений.

Известен способ для экспериментального определения динамических характеристик прямозубых цилиндрических передач, в котором продолжительность зацепления каждой пары зубьев определяется за счет электрического разделения зацепляющихся пар зубьев и измерения электрического сопротивления смазочного слоя между ними.

Электрическое разделение каждой пары зацепляющихся зубьев осуществляется за счет

1ого, что одно пз колес выполнено сборным.

Оно состоит из двух венцов, изолированных друг от друга и от ступицы, а зубья у ННх срезаны в шахматном порядке.

Известный способ имеет ряд недостатков, например, невозможно снимать динамические характеристики в условиях, соответствующих реальным, так как он не позволяет учитывать изменения коэффициента перекрытия и других параметров зубчатого зацепления, вызванных ошибками монтажа и деформацией зубьев под действием рабочей нагрузки; невозможно производить измерения На косозубых и шевронных зубчатых колесах, так как они не имеют зоны однопарного зацепления, а в зацеплении всегда находятся минимум две пары зубьев

Цель предлагаемого способа — приближение условий измерения к реальным.

Для этого перед измерением электрического сопротивления прирабатывают зубчатую

5 передачу до образования сплошного смазочного слоя, удаляют образовавшийся слой смазки через каждую пару зацепляющихся зубьев и по результатам измерения определяют фазы зацепления, по которым находят

10 динамические характеристики зубчатого 33цепления.

На фиг. 1 изображена электрическая схема измерения толщины смазочного слоя между зубьями зубчатой передачи; на фиг. 2 — схе15 ма толщины смазочного слоя между зубьями зубчатой передачи после удаления слоя через каждую пару зацепляющихся зубьев, где:

al, а.— отрезки, характеризующие фазы зацеплеьп1я и равные длине рабочего участка линии зацепления;

Ь вЂ” отрезок, равньш длине однопарного зацепления;

hI — высота, пропорциональная толщине смазочного слоя между зубьями с

95 i даленным слоем;

11 — высота, пропорциональная толщине смазочного слоя между зубьями с неудаленным слоем;

t, — отрезок, пропорциональный величп30 не основного шага ведущего колеса;

476438

t, — отрезок, пропорциональный величи»е основного шага ведомого колеса.

Коэффициент перекрытия зубчатого зацеп. ения определяется как

Для определения величины основного шага зубчатых колес необходимо определить масштаб отрезков Г„" и t",;.

Измерение по предлагаемому способу осуществляется следующим образом.

Предварительно в условиях обильной смазки и действия рабочих нагрузок производят приработку зубчатой передачи 1 до образования сплошного смазочного слоя между зубьями, толщина которого регистрируется милливольтметром 2 по величине падения напряжения в контакте зубьев и записывается на осциллограф 3. Для этого один из валов зубчатой передачи электроизолирован от корпуса и на обоих валах установлены токосъемники 4. Электроизоляция вала может осуществляться при помощи текстолитовых втулок, EстàBëÿåìûх в корпус редуктора 7 и заменой подшипников качения на более легкую серию.

Ток в электрической цепи от источника 5 при помощи реостата 6 поддерживается постоянным и равным 1 амперу. Величина тока измеряется амперметром 7. Затем, во время остановки, при помощи мелкой полировальной шкурки производится зачистка поверхностей через каждую пару зацепляющнхся зубьев при коэффициенте перекрытия е(2 и зачистка поверхностей двух пар зубьев подряд через каждые две пары зацепляющихся зубьев

5 при коэффициенте перекрытия е)2 и при измерениях на косозубых и шевронных колесах.

Прп дальнейшей работе зубчатой передачи производится запись на осциллограф 3 толщины смазочного слоя между. зубьями. Раз)0 ная толщина смазочного слоя между зубьями с удаленным и неудаленным граничным слоем позволяет на осциллограмме определять фазы зацепления каждой пары зубьев, по которым находят коэффициент перекрытия, зна15 чения основных шагов и другие параметры зубчатого зацепления.

Предмет изобретения

20 Способ измерения динамических характеристик зубчатого зацепления, заключающийся в том, что измеряют электрическое сопротивление смазочного слоя между сопрягающимися зубьями колес, характеризующее его толщи25 ну, о т л и ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью приближения условий измерения к реальным, перед измерением электрического сопротивления прирабатывают зубчатую передачу до образования сплошного смазочного слоя, удаляют з0 образовавшийся слой смазки через каждую пару зацепляющихся зубьев и по результатам измерения определяют фазы зацепления, по которым находят динамические характеристики зубчатого зацепления.

476438

Составитель В. Степняков

Редактор М. Васильева Текред Т. Курилко Корректоры. А. Николаева н Л. Корогод

Заказ 3123!10 Изд. ¹ 899 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2