Преобразователь расхода газа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
изоы втИНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (») 478188 (61)Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.02.73 (21) 1883684/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) N. Кл, G 01 f 1/00
С 01 2 1/10
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР оо делам иэооретений и открытий
Опубликовано 25.07.75.Бюллетень № 27 (53) ДK 6" 1 122 (088.8) Дата опубликования описания29.07.75 (72) Авторы изобретения Л. В. Фокин, С. А. Шувалов и И. Р. Янбухтин (71) Заявитель Государственный научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения (54) ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ РАСХОДА ГАЗА
Изобретение относится к приборостроению, а именно к измерителям малых объемных расходов газа.
B известном расходомере компенсация влияния вязкости производится только ыа начальном участке его статической характеристики, что ухудшает точность измерения расхода в случае изменения величины градуировочного коэффициента в автомодельной области статической характеристики,например, под влиянием изменения в широких пределах (в сотни раз) статического давления газа и, спедовательно, его кинематической вязкости, Это сужает область применения известного расходомера.
Цель изобретения — повышение точности при уменьшении влияния вязкости измеряемой среды на показания измерения и расширение области применения расходомера.
Для этого в предлагаемом устройстве байпасный канал снабжен сообщающейся с ним камерой с установленным в ней герметич«ым упругим чувствительным элементом, например сильфоном, неподВижное дно которого «рикрещтено к торцовой стенке камеры, а подвижное соединено с клапаном, размещенным в байпасном канале, На чертеже изображено предлагаемое устройство.
В корпусе 1 вращается крыльчатка 2 на подшипниках 3, угловая скорость которой преобразуется в узле 4 в сйгнал по ч< стоте, пропорциональный скорости потока, формируемого в сопле 5. Параллельно с
1О основным измерительным каналом происходит байпасный канал 6q сообщающийся через отверстие 7 с герметичной камерой, внутри которой находится сильфо« 8, заполненный газом. С подвижным дном сильфо«а
1к соединен клапан 9, проходящий через отверстие 7 и перекрывающий частично или полностью байпасный канал 6.
Вместо сильфона могут быть приме«ены, например, мембрана, мембранная коQQ робка и т. и. чувствительные элеме«ты, имеющие возможность перемещения прп воздействии давления и температуры.
Обычно преобразователи расхода граду«в руются на газе при нормальном давлении
25 и температуре. При увеличении давлешы «
478188 понижении температуры вязкость газа уменьшается, что вызывает уменьшение момента дискового трения, препятствующего вращению крыльчатки. Это приводит к возникновению существенной положительной погрешности из-за изменения величины градуировочного коэффициента в автомодельной части статической характеристики расходомера.
Механизм компенсации влияния вязкости действует следующим образом. При увеличении давления измеряемого газа или уменьшении температуры, а следовательно, уменьшении в связи с этим вязкости, крыльчатка 2 начинает вращаться с большей 15
l скоростью, Сильфон 8 сжимается и клапан
9, совершая ход, частично или полностью открывает байпасный канал 6, что вызывает уменьшение скорости в сопле 5 и, следовательно, уменьшение скорости крыль- З1 чатки 2. Таким образом компенсируется дополнительная положительная погрешность, При увеличении температуры газа относительно градуировочной вязкость газа увеличивается и, следовательно, увеличи- 25 вается момент дискового трения, что приводит к уменьшению скорости вращения крьщьчатки. Однако сильфон под действием температурного расширения газа растягивается, и KJIBBBB жестко связанный с под- 30 вижным дном сильфона, совершая ход, частично или полностью закрывает байпасный канал. В результате скорость в сопле увеличивается, что приводит к увеличению скорости вращения крыльчатки 2 и, тем 35 самым к компенсации дополнительной ото рицательной погрешности.
При уменьшении температуры газа отнсьсительно градуировочной вязкость уменьшается, что приводит к увеличению скорости вращения крыльчатки. Однако сильфон под действием температурного сжатия газа сжимается и клапан частично или полностью открывает байпасный канал. Это приводит к уменьшению скорости газа в сопле и тем самым, к уменьшению скорости вращения крыльчатки, т. е,к компенсации дополнительной положительной погрешности.
Предмет изобретения
Преобразователь расхода газа, содержащий корпус, измерительный канал с размещенной в нем крыльчаткой, байпасный канал и узел съема сигнала, о т л ич аю щи йс я тем, что, с цельюповышения точности измерения и расширения области применения при уменьшении влияния вязкости измеряемой среды на показания расходомера, байпасный канал снабжен сообщающейся с ним камерой с установленным в пей герметичным упругим чувствительным элементом, например сильфоном, неподвижное дно которого прикреплено к торцовой стенке камеры, а подвижное соединено с клапаном, размещенным в байпасном канале.