Стопор для якорной цепи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 1> 47876

Сове Севетскик

Социалистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.01.73 (21) 1865063/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.07.75. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 07.10.75 (51) М. Кл. В 63Ь 21/18

Государственный комитет

Совета Мииистров СССР по делам иэобретеиий и открытий (53) УДК 629.12.015.64..014.24 (088.8) (72) Лвторы изобретения

В. Д. Колтыго и E. М. Гришин (71) Заявитель (54) СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ

Изобретение относится к области судостроения и может быть применено для комплектования якорного устройства с дистанционным и ав1оматизированным управлением.

Известен стопор для якорной цепи, содержащий корпус, выполненный с торизонтальной плитой и двумя вертикальными щеками с продольными пазами,:в которых размещен захватный элемент горизонтального звена цспи, ки11ем атичсски связанный с,винтовой парой, состоящей из приводного винта, закрс11лснпого на подшипниках в корпусе, и оси-гайки, оконечности которой расположены в пазах корпуса.

Однако кинсматическая схема, конструкция и дифференциальный привод известного стопора сложны, имеют большое количество взаимосвязанных подвижных частсй, сложную тормозную муфту, требующую точной настройки, и ручное управление с несколькими маховиками и рукояткой.

Цель изобретения — обеспечить механизированное освобождение или стопорение цепи автомеханическим захватом при любом положении горизонтального звена цепи относительпо корпуса стопора.

Для достижения цели продольные пазы корпуса стопора переходят в наклонные по отношснию к первоначальному направлению пазов, со стороны окончания,которых на корпусе расположен упор, а на захватном элементе жестко установлены полуоси, пропущенные в продольные пазы корпуса, и выполнен паз по радиусу с центром, расположенным на геомстрическои оси полуосей через которьiH пропу щена ось-гайка, связанная с приводным винтом, причем кинематическая связь захватного элемента с осью-гайкой выаолнена в виде пружины сжатия, установленной в связанном с осью-гайкой стакане, шток которого шарнирно связан с нижней частью захватного элемента.

На фиг, 1 изображен предложенный стопор, вид сверху; па фиг. 2 — сечение по Л вЂ” Л на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение по Б — Б па фиг. 1.

15 Стопор для якорной цепи включает в себя корпус 1 с двумя вертикальными щеками с приливами на концах> В которых Выполнен желоб для прохода вертикальных звеньев цепи 2.

В щеках корпуса 1 выполнены продольные па20 зы а, в которых различают прямолинейные 0 и наклонные в участки, расположенные под углом к прямолинейным. В продольных пазах а корпуса шарнирно установлены полуоси 3, жестко-связанные с захватным элементом 4, 25 расположенным между щеками корпуса 1.

В щеках захватного элемента 4, жестко-связанных между собой, выполнен паз г, через который проходит ось-гайка 5; через ось-гайку 5 проходит винт 6, шарнирно-установленный на

30 подшипниках качения в приливах корпуса 1.

478761

3

На один конец винта 6 жестко насажена коническая шестерня 7, находящаяся в зацеплении с конической шестерней 8, жестко-установленной на валу 9. На оси-гайке 5 жестко установлены стаканы 10, на штоки 11 которых надеты лружины 12 сжатия, одним концом упирающиеся в стакан 10, а вторым — в шток 11.

На конце штока 11 установлены на оси 13 ролики 14, которые упираются в площадку 15 захватного элемента 4, На приливе щек корпуса 1, в районе участка продольного паза а, выполнен упор 16, Привод стопора представляет собой редуктор 17, связанный с гидромотором или электродвигателем 18 для переключения вращения вала 9 от двигателя 18 при дистанционном управлении или от маховика 19 при ручном управлении.

Механизированное крепление цепи независимо от расположения ее горизонтальных звеньев относительно корпуса 1 стопора производится путем управления двигателем 18, Вращение от двигателя 18 через редуктор 17, вал

9, шестерни 8 и 7 передается винту 6, вращение которого вызывает перемещение оси-гайки

5 по участку б, а полуосей 3 — по участку в паза а. При этом захватный элемент скользит поверхностью д по упору 16 и одновременно разворачивается относительно полуосей 3 под действием пружины 12, воздействующей через шток 11 на ролики 14, Если цепь 2 расположенз так, что захватный элемент 4 входит iB промежуток между ее горизонтальными звеньями, то при дальнейшем перемещении он выходит полуосями 3 на участок б паза а, при этом ролики 14 под действием пружины 12 (через шток 11 и ось 13) поворачивают захватный элемент 4 относительно полуосей 3 до тех пор, пока точка Г лаза г захватного элемента не совместится с осью-гайкой 5, При дальнейшем вращении винта 6 захватный элемент 4 перемещается вдоль цепи 2, захватывает горизонтальное звено и натягивает цепь 2 до заданного усилия, при котором двигатель 18 отключается при помощи реле давления, установленного в гидросхеме управления стопором, если в качестве двигателя 18 применен гидромотор, или реле тока, если в качестве двигателя 1.8 применен электродвигатель.

Если якорная цепь 2 расположена так, что захватный элемент 5 при подъеме упирается в горизонтальное звено цепи, не входя с ним в зацепление, то при дальнейшем вращении винта 6 ось-гайка 5 перемещается по участку б, а полуоси 3 выходят из участка в на участок б.

При этом поверхность ж захватного элемента

4 скользит по горизонтальному звену цепи до ближайшего промежутка между звеньями, по достижении которого ролики 14 (через шток

11, пружину 12 и ось 13) провернут захватный элемент 4 относительно полуосей 3 <о совмещения точки Г паза г захватного элемента 4 с осью-гайкой 5, после чего происходит захват и натяжение цепи 2 до необходимой величины и отключение двигателя 18, как было описано ранее.

При освобождении цепи 2 двигатель 18 включается на вращение в противоположную сторону. Вращение от двигателя 18 через редуктор 17, вал 9, шестерни 8 и 7 передается винту 6, вращение которого вызывает перемещение оси-гайки 5 и захватного элемента 4 с полуосями 3 по участку б паза а в сторону, противоположную креплению цепи.

При дальнейшем перемещении оси-гайки 5 полуоси 3 входят на участок в паза а, а поверхность д захватного элемента 4 касается упора 16, при этом происходит разворот захватного элемента 4, пока точка Д паза г не коснется оси-гайки 5 и не произойдет отключение двигателя 18 реле давления или реле тока.

Ручнос управление стопором осуществляется при помощи маховика 19, При управлении стопором вручную взаимодействие его частей аналогично описанному выше.

11редмет изобретения

Стопор для якорной цепи, содержащий корпус, выполненный с горизонтальной плитой и двумя вертикальными щеками с продольнымп пазами, в которых размещен захватный элемент горизонтального звена цепи, кинематически связанный с винтовой парой, состоящей из приводного винта, закрепленного на подшипниках в корпусе, и оси-гайки, оконечности которой расположены в продольных пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения механизированного освобождения или стопорения цепи автоматическим захватом при любом положении горизонтального звена цепи относительно, корпуса стопора, продольные пазы корпуса переходят в наклонные по отношению к первоначальному направлению пазов, со стороны окончания которых на корпусе расположен упор, а на захватном элементе жестко установлены полуоси, пропущенные в продольные пазы корпуса, и выполнен паз ло радиусу с центром, расположенным на геометрической оси полуосей, через который пропущена ось-гайка, связанная с приводным винтом, причем кинематическая связь захватного элемента с осью-гайкой выполнена в виде пружины сжатия, установленной в связанном с осью-гайкой стакане, шток которого шарнирно связан с нижней частью захватного элемента.

478761

Е-Б

Со иии1 ль В. Колтыго

Тсхрсд h1. Семенов

Корректор Н. Стельмах

Редактор Л. Купрякова

Типография, lip. Сапунова, 2

Заказ 2481/" Изд. № 1643 Тираж 529 Подлисиое

1111(П1ПИ Гол lëðñòn пинг комитета Совета Министров СССР

llo делам изобрстсшш и открытий

Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5