Рабочий орган землеройной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ц 479856

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Савв 0вввтских

Свщаднстичвскик

Рвоаублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.04.73 (21) 1908437/29-14 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.08.75. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 25.11.75 (51) М. Кл. Е 02f 3/76

Гесударстввииый комитет

Совета Министров CCCP вв делам изобретвиий и открытий (53) УДК 621.878.23 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Н. Зеленин, В. И. Баловнев, В. В. Лихачев, А. А. Яркин, Х. Г. Халиулин, В. Я, Дворковой и А. Б. Ермилов

Московский автомобильно-дорожный институт, Всесоюзный научноисследовательский институт строительного и дорожного машиностроения и Хабаровский политехнический институт (71) Заявители (54) РАБОЧИЙ ОРГАН ЗЕМЛЕРОЙНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и может быть применено на бульдозерах, грейдерах, путепрокладчиках, кавальероразравнивателях, планировщиках и других машинах.

Известен рабочий орган землеройной машины, преимущественно бульдозера, включающий толкающую раму с брусьями, отвал с соединенными посредством центрального шарнира боковыми секциями и силовые цилиндры для их перемещения.

Однако в известных рабочих органах ограничено достижение максимальной эффективности криволинейных в плане отвалов и не обеспечивается изменение положения внутренних секций, придающих отвалу выпуклое, вогнутое очертание в плане, в одну линию перпендикулярно и под углом к направлению движения.

Цель изобретения — повышение эффективности разработки грунта и придание отвалу как выпуклого и вогнутого очертания в плане, так и под углом к направлению движения.

Достигается это тем, что к каждой боковой секции шарнирно прикреплена средняя секция, причем все секции соединены с брусьями толкающей рамы посредством жестко установленной на брусьях упорной рамы, связанной, в свою очередь, с центральным шарниром отвала посредством шарового шарнира, а с каждой парой боковой и средней секций, объединенными в шарнирные многозвенники тягами, присоединенными к штокам силовых цилиндров для перемещения секций.

5 Упорная рама выполнена с выдвинутым вперед по направлению движения машины центральным шарниром и проушинами, а шарниры соединения секцией выполнены вертикальными.

lo На фиг. 1 изображен предложенный рабочий орган с секционным отвалом, монтируемым на бульдозере, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, вид спереди; на фиг. 4 — 9 — схемы возможных

15 установок секций отвала и силовых цилиндров их перемещения.

Предложенный рабочий орган монтируется на базовую машину 1 при помощи толкающей рамы с брусьями 2, жестко соединенными

20 с упорной рамой 3. Последняя связана, в свою очередь, посредством шарового шарнира 4 с центральным вертикальным шарниром отвала 5.

Центральный шарнир 5 соединяет между

25 собой внутренние концы средних секций отвала 6 и одновременно является элементом, поддерживающим отвал. К наружным концам средних секций 6 с помощью вертикальных шарниров 7 прикрепляются внутренние концы

30 боковых секций 8.

479856

З0

Упорная рама 3 закреплена жестко на толкающих брусьях и вместе с ними подвешена шарнирно-поворотно к штокам силовых цилиндров 9 подъема и опускания отвала. Для изменения положения средних и боковых се«ций 6 и 8 отвала предусмотрены управляющие силовые цилиндры 10 и 11, корпусы которых шарнирно устанавливаются на толкающих брусьях, а штоки соединяются с шарнирами 12. Каждый из шарниров 12 соединяет попарно тягу 13 боковой секции и тягу 14 средней секции со штоками силовых цилиндров 10 и 11. Тяги 13 и 14 противоположными своими концами шарнирно закрепляются на секциях отвала 6 и 8.

Усилие, действующее со стороны грунта на многосекционный отвал, передается частично через центральный шарнир 5, частично через систему тяг, объединенных в шарнирные многозвенники и силовые цилиндры 10 и 11.

Трансформация отвала легко и быстро осуществляется силовыми цилиндрами 10 и 11, приводимыми в действие из кабины машиниста. При этом внутренние и наружные секции могут попарно приводится в движение одновременно или последовательно. Кинематика управляющей рычажной системы позволяет также производить управление секциями одновременно двумя силовыми цилиндрами на ходу, что ускоряет процесс перестройки формы отвала в плане.

Рабочий орган работает следующим образом.

При выдвижении штоков гидроцилиндров

10 и 11 боковые секции отвала поворачиваются вперед и, имитируя открылки отвала, увеличивают удерживающую способность отвала при работе на легких грунтах.

При определенном взаимодействии гидроцилиндров 10 и 11 возможно У-образное положение отвала углом назад. Описанные положения отвала обеспечивают повышенный объем призмы грунта, минимальные потери в боковые валики и могут быть рекомендованы для перемещения особо легких грунтов и снега, а также для перемещения сыпучих материалов и грунтов, которое не сопровождается компенсирующим зарезанием.

При втягивании штоков гидроцилиндров 11 и выталкивании штоков гидроцилиндров 10 боковые секции отвала 8 поворачиваются назад, уменьшая лобовую площадь отвала бульдозера. При желании можно повернуть назад только одну боковую секцию отвала, что имеет значение при поперечной разработке косогора и при работе в стесненных условиях строительной площадки. При необходимости использовать машину в качестве путепрокладчика одновременно поворачиваются назад секции отвала 6 и 8 до упора в толкающие брусья, и отвал принимает У-образное положение углом вперед с еще более уменьшенной площадью лобовой отвальной поверхности.

При необходимости использовать машину на планировочных работах с подачей грунта в сторону, на засыпке траншей, разравнивании кавальеров положение многосекционного отвала полностью имитирует поворотный отвал бульдозера традиционного типа, отвалы грейдеров, планировщиков, кавальероразравнивателей, установленные под углом к продольной оси трактора, но по сравнению с обычными отвалами этих машин обеспечивает большую ширину захвата.

Таким образом, за счет изменения положения внутренних секций обеспечивается профиль отвала в плане углом вперед и назад, вогнутый и выпуклый (по ломаной линии), в одну линию перпендикулярно и под углом « направлению движения.

3а счет изменения положения наружных секций достигается профиль отвала в плане углом вперед и назад, вогнутый и выпуклый (по ломаной линии) в одну линию с внутренними секциями и под углом к направлени|о движения, выполняя назначение удлинителей отвала, управляемых уширителей, отвалообразователей, компенсирующих элементов и профиль отвала совкового типа.

Предмет изобретения

1. Рабочий орган землеройной машины, преимущественно бульдозера, включающий толкающую раму с брусьями, отвал с соединенными посредством центрального шарнира боковыми секциями и силовые цилиндры для их перемещения, отл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью повышения эффективности разработки грунта и придания отвалу как выпуклого и вогнутого очертания в плане, так и под углом к направлению движения, к каждой боковой секции шарнирно прикреплена средняя секция, причем обе секции соединены с брусьями толкающей рамы посредством жестко установленной на брусьях упорной рамы, связанной, в свою очередь, с центральным шарниром отвала посредством шарового шарнира, а с каждой парой боковой и средней секций — объединенными в шарнирные многозвенники тягами, присоединенными к штокам силовых цилиндров для перемещения секций.

2. Рабочий орган по п. 1, о тл и ч а юшийся тем, что упорная рама выполнена с выдвинутым вперед по направлению движения машины центральным шарниром и проушинами.

3. Рабочий орган по и. 1, о т л и ч а ю щ и йся тем, что шарниры соединения секций выполнены вертикальными. 479856

Составитель М. Орлова

Редактор И. Квачадзе Техред Л. Казачкова Корректор Л. Аенискина

Заказ 2818/15 Изд. № 948 Тираж 708 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2