Устройство управления двигателем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
знатен.: .: .: ны-,бмйл ъ .1 тОны г,"."а к
О П И С А Н И Е (11) 47988 7
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЫЛВУ
Сове Среетскнх
Соцналнстнческнх
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.01.73 (21) 1877118/24-6 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.08.75. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 25.11.75 (51) Ч. Кл. Г 15b 9,, 00
F 02с 9/00
Гяоуеарстввиный комитет
Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий (53) УДК 621.438-543 3 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Н. Антонов, И. Д. Кимпеляйнен, В. Е. Павлов, Б. Г. Петров, А. A. Равин, Б. Д. Ремизов, Л. М. Симуни, О. И. Стручков и К. Л. Шуньков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
Изобретение относится к дистанционным системам управления двигателем, в частности, газотурбинным.
Известны устройства управления двигателями, содержащие основную и резервную системы управления и исполнительный механизм со стопорной и переключающей муфтами, управляемый переключателем систем.
Однако известные устройства не позволяют полностью избежать аварийных ситуаций при переключении управления с основной системы на резервную.
Для устранения указанного недостатка в предложенном устройстве полумуфты переключающей муфты выполнены с пазами и выступами для соединения их только при одном взаимном расположении. Кроме того, для повышения надежности работы стопорной муфты последняя выполнена в виде резьбового цангового стопора с конусным толкателем.
На фиг. 1 приведена общая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — конструкция исполнительного механизма.
Устройство управления двигателем содержит рукоятку управления 1, связанную с командным задатчиком 2, соединенным трубопроводом 3 с воздухораспределителем 4 исполнительного механизма 5 — основная дистанционная система управления. Кроме того, в устройстве имеется резервная тросовая система управления со шкивом 6.
Исполнительный механизм 5 содержит переключающую муфту 7 с полумуфтами 8 и 9, 5 соединенными соответственно с зубчатой рейкой 10 и выходным валом 11, и стопорную муфту 12, выполненную в виде резьбового цангового стопора 13 с конусным толкателем 14, 10 Выходной вал 11 жестко соединен с выступами 15, 16 полумуфты 9 и через шарнир — с жестким центром муфты 7.
Наружная поверхность стопора 13 и внутренняя поверхность поршня 17 резьбовые. Ко15 нусный толкатель 14 соединен с жестким центром 18 муфты 12. Рычаг 19 через пружину обратной связи 20 соединен с чувствительным элементом воздухораспределителя 4. В переключателе 21 систем установлена настро20 ечная пружина 22.
Питание исполнительного механизма осуществляется сжатым воздухом, подаваемым в камеру 23 переключателя 21. Исполнительный механизм одностороннего действия. Возврат25 ное перемещение поршня осуществляется под воздействием пружины 24.
Если давление питания находится в пределах допустимого значения, настраиваемого пружиной 22, то мембранный блок реле отз0 крывает доступ воздуха через сопло 25 к у«479887 равляющим полостям стопорной 12 и переключающей 7 муфт привода.
Если давление питания находится ниже допустимого значения, то под действием пружины 22 мембранный блок закрывает сопло 25 и сообщает управляющие полости муфт 7 и 12 с атмосферой.
Под воздействием возвратной пружины шток стопорной муфты с конусным толкателем 14 перемещается в крайнее положение.
Это перемещение приводит к разжатию стопора 13. При этом резьба на его наружной поверхности входит в зацепление с резьбой на внутренней поверхности поршня 17, что обеспечивает надежное стопорение выходного вала 11, управляющего топливорегулирующей аппаратурой двигателя, т. е. «консервативность» режима работы устройства.
Сброс воздуха из управляющей полости муфты 7 (из-за действия возвратной пружины) приводит к поступательному перемещению выходного вала 11. При этом полумуфта
8 с зубчатым сектором отсоединяется от выходного вала, так как выступы 16 выходят из зацепления, а шкив 6 вводится в зацепление с выходным валом выступами 15. Это возможно только в том случае, если шкив 6 при помощи тросовой передачи, соединяющей его c механизмом резервного управления, будет установлен в такое положение, при котором
его отверстия будут находиться против выступов 15.
Указанное решение обеспечивает синхронизацию заданий механизмов управления на центральном и резервном пультах и исключает аварийные ситуации при переключении уп5 равления, независимо от того, из какого поста осуществляется управление. Прибор 26, соединенный с аналоговым пневматическим задатчиком 27, передает информацию в соответствующий пост о положении выходного ва1о ла 11.
Задатчик 27 кинематически соединен с выходным валом 11.
Предмет изобретения
1. Устройство управления двигателем, содержащее основную и резервную системы уп О равления и исполнительный механизм со стопорной и переключающей муфтами, управляемый переключателем систем, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью исключения аварийных ситуаций при переключении управления, 25 полумуфты переключающей муфты выполнены с пазами и выступами для соединения их только при одном взаимном расположении.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности разо боты стопорной муфты, последняя выполнена в виде резьбового цангового стопора с конусным толкателем.
479887
Составитель А. Агладзе
Техред 3. Тараненко
Корректор Л. Денискина
Редактор Н. Вирко
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2818/17 Изд. № 948 Тираж 708 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4!5